Я смотрю, и с большим удовольствием, сериал Pan Am, недавно посмотрела фильм "Улыбка Моны Лизы", а еще сегодня у Лизки в гостях была подружка Аня, в сопровождении мамы и младшей сестры, из-за чего вчера в доме была произведена паническая уборка. Все єто послужило поводом для следующих размышлений.

***

Во-первых, который раз наблюдаю практически один и тот же сценарий в фильмах про талантливых учителей. Молодой учитель приходит в школу бороться с системой, у него єто более-менее получается, ученики его обожают, остальные учителя в большей или меньшей степени ненавидят, учебный процесс показывается в подробностях, раскрываются какие-то драматические истории среди учеников, а потом заканчивается учебный год - и учитель увольняется из школы. Почему-то бороться с системой на постоянной основе никого не тянет.

Единственное исключение, которое я помню - фильм с Мишель Пфайфер, к нему еще саундтреком была песня Gangster's Paradise - там она хотела уйти, но дети уговорили остаться.

А вот Джулия Робертс в Моне Лизе - фиг. Наделала шухеру, обратила в феминисток половину курса, своей популярностью заставила администрацию продлить контракт на следующий год, а сама сбежала в Европу. Нет бы и дальше воевать с начальством, сабботируя согласование учебных планов.

***

Во-вторых, про американских женщин. Не раз и не два встречала такое описание массового феминизма американок (да и европеек) - была война, все мужчины ушли на фронт, а девушек пригласили работать на заводах. Им это так понравилось, что когда вернулись с войны мужчины, назрела социальная драма - которая в конечном счёте разрешилась практическим равноправием полов.

Однако до того, получается, были самые тяжёлые для женщин два десятилетия - пятидесятые и шестидесятые. Я уже не раз и не два вижу что в художественных, что в документальных фильмах эту картинку несчастной домохозяйки, которая отрубила все чувства, к которой муж относится просто как к вещи, многофункциональному бытовому прибору. Женщина не работает на постоянной основе за деньги - но сказать, что она бездельничает, совершенно невозможно, потому что требования к быту просто невыносимые.

И я вот думаю - а почему именно в эти десятилетия образ домохозяйки получился таким мрачным? Почему не раньше? Ведь как раз в пятидесятые жизнь начала потихоньку облегчаться - появилась бытовая техника, и средства домашнего досуга. С другой стороны, кажется, никогда ещё столько не старались доводить всё до блеска, никогда ещё женщина не чувствовала себя настолько неестественной, зажатой в рамки приличия... Но так ли это?

Что интересно, почти во всех этих феминистических фильмах-книгах у молодой девушки, которая никак не может вписаться в эту роль идеальной жены и матери, есть образ властной матери - которая прежде всего и требует от дочери соответствовать предназначенной роли. И мать эта обязательно только разыгрывает благополучие и на самом деле такая же несчастная, как и дочь. То есть в своё время она всё это пережила - равнодушие и измены мужа, неуважение к своим желаниям, просто эту бесконечную огромную работу, которая никогда не заканчивается. Пережила, сумела построить из себя идеального домашнего робота, а теперь и дочь принуждает к тому же.

И такое впечатление, что эта дедовщина никогда не сбоит, что мать никогда не задумывается - ну фиг с ним, со мной было плохо, но пусть хотя бы ребёнок живёт и радуется.

***

По поводу невыносимого быта - кажется, ни одна нация так не увлекается сложным бытом, как французы. Есть французский журнал по вышивке, "De fil en aiguille", и там множество моделей - "практичные" вещи для дома. Фартучки там, подвески с карманами для всяких мелочей (например, из белого полотна для косметических инструментов - для кисточки для румян, прежде всего), про подстилки для корзинок для пикника я вообще молчу, это святое. И практически все модели - вышивка на полотне в одну нитку за одну. Начиная со скромного минимума в сто на сто крестиков, а заканчивая... до пятисот, кажется, доходило.

И вот одна из таких хозяйственных моделей была чехол на гладильную доску. Кажется не на саму гладильную доску, а на приставку для глажки рукавов. И вот на снимке этого чехла в качестве примера с удовольствием отглаженных вещей лежали трусики. Трусики! Обычные трикотажные дамские трусики-плавки.

Журнал просуществовал одиннадцать лет и закрылся, несмотря на явное спонсорство DMC. Есть на свете мировая справедливость.