У меня тут очередная попытка приобщиться к отечественному (ну, полуотечественному - вашему российскому) сериалостроению. На сей раз удачная. Сериал "Принцип Хабарова", детектив. Сразу скажу - никакой не шедевр, не прорыв, вообще ничего такого. А крепкий полицейский сериал, и именно этим - что это нормальный полицейский сериал - он так и хорош. Причём, что радует, это не адаптация какого-нибудь западного сериала (а если и так, то концы спрятали совсем надёжно, но очень уж вряд ли), и сюжеты, методы расследования - они здешние, про здешнюю действительность.
Что поразительно, на myshows.ru этого сериала нет, просто нет. Я как-то привыкла, что тут найдёшь даже самую экзотическую буржуйскую глушь, и потом грустно любуешься на надпись "Смотрящих: 1 из 137 076", а тут вдруг российский сериал, явно популярный (вышла-то на него по рекомендации в сообществе "Что посмотреть?"), и совсем глухо.
Подробности и разбор полётовГлавных героев там два - старый и молодой. Плюс sidekicks (блин, вот как бы это слово на русский перевести? никак не находится ёмкого аналога), прежде всего девочка-оперша из их отдела, да паталогоанатом, да ещё опять же то ли опер, то ли ручной омоновец, начальник - стандартный более-менее набор. Ну и кавайные элементы, семья у главных героев.
Старый опер, Хабаров - начальник отдела, которому вот-вот пора на пенсию. Он уже и собрался, в самом начале, но его зама и преемника убили - расследование убийства, разумеется, в первом фильме (там 8 историй по 2 серии каждая). Назначили ему нового зама и преемника, залётного красавца-героя Ершова - из Москвы, кажется, перевели (действие происходит в Питере). А молодой-красивый заодно горячий, прёт на результат, и всякими неэтичными методами не брезгует - не, так-то он хороший, в светлую идею верит, добро наносит, но без сдерживающего механизма в виде злого непосредственного начальника Хабарова, способен мгновенно дел натворить - что, в общем, регулярно и порывается сделать.
Хабаров же у нас - светлый образ с невыносимым характером. Принципы на ять, умный, дело знает. При этом внешность у актёра меня в постоянный когнитивный диссонанс вгоняет - по виду это старый зек, криминальный авторитет, которому не то что быть идеальным опером - западло было бы вообще к милиции приближаться. Он такой невысокий, сухонький, с серой кожей, весь худой, поджарый, глубокие складки на лице - как будто действительно зону отмотал в далеко не ласковом климате, и туберкулёзом переболел. Ещё вдобавок стрижётся практически наголо, и кепку носит, надвинув на глаза.
Молодой-то опер стандартный красавец, вроде даже с пресловутыми кубиками - я не помню, обнажался ли он совсем, но в обтягивающих футболочках красуется регулярно.
Девочка у них очень хорошая, и в от с девочкой как раз закавыка. По сюжету она такая к каждой бочке затычка - половина сюжетных ходов на её какие-то приключения завязана, плюс она у них ручной хакер, который может всё, она же всю черновую работу по обработке документов делает, ночами в управлении сидит, плюс именно с ней половина диалогов Хабарова про текущее дело происходит: "вот у нас то-то и то-то, какие мы из этого сделаем выводы?" - и Шурик (девочку именно таким пацанским именем зовут) неизменно правильно отвечает, какие выводы. То есть, если смотреть по реальному вкладу Шурика в рабочий процесс, она там круче всех остальных вместе взятых, круче даже Хабарова, а уж про Ершова, который в основном только собой любуется и портачит, я совсем молчу. Тем не менее, Шурик вечно в тени - и сама себя так воспринимает. Карьерных амбиций у неё, такое чувство, нет вовсе, она как будто само собой разумеющимся считает, что она тут за всех пашет, и будет пахать до смерти на своей скромной лейтенантской должности. В общем, даже если не хочется про гендерную дискриминацию песню заводить, а всё равно никуда не денешься. В отделе её очень любят все, у неё вообще модель поведения - всеобщий ребёнок, которого постоянно гладят по голове и не дают в обиду (хотя с обидами там каких-то явных примеров я и не помню, чтобы Шурика кто-нибудь попытался обидеть). Девочка слегка флиртует с красавчиком Ершовым, но вообще по факту получается слешером, потому что постоянно пытается Хабарова и Ершова то ли помирить, то ли наладить их отношения. Она даже гороскоп на их совместимость заказала.
И вот интересное дело - Шурика в кадре много, она по объёму получается третий главный герой, вон даже на постере есть, а в то же время чем-то сильно напоминает про Астрид во Фринже, или эту ручную блондинку в офисе папы Рейгана в Голубой крови - то есть такой очень-очень функциональный персонаж, который никак не воспринимается живым человеком. Астрид, по крайней мере в том первом сезоне, который я видела, вообще выглядела лабораторным оборудованием. У всех остальных персонажей какие-то страсти, цели, они чего-то добивались, одна Астрид бесстрастно торчала фоном, обслуживала приборы, корову и Уолтера. И когда она в какой-то момент заговорила и высказала какие-то здравые и человечные суждения по поводу текущих моральных метаний Оливии, этот момент был лёгким шоком - причём, зуб даю, у остальных актёров на лицах было то же самое удивление: "боже, оно разговаривает! и думает!" С Шуриком, конечно, всё не так печально, вроде в персонажа вкладываются - а всё равно какой-то отчётливый привкус голой сюжетной функции, что она вот это может, и это, и всегда правильно поступает, правильно думает - а человека как будто и нет. Ни характера, ни собственных амбиций. И ведь не случайно, что она девушка.
Ещё одно обстоятельство в сериале для меня очень важное - живая русская речь, и даже не только слова, а какие-то минисценки, короткие диалоги. Причём как-то оно тоже странно - но я уже не знаю, может, эта странность придумывается потому, что смотришь на родном языке, мозг не загружен постоянным фоновым переводом, вот и кажутся нестыковки там, где их могло и не быть. Но всё-таки - вот эти живые сценки, они очень хороши сами по себе (для меня, устроившей себе депривацию живой языковой среды), но в сериале выглядят отдельно от общего тона. То есть всё нормально - они там рассуждают, говорят по делу, причём сценарий достаточно хороший, вымученным не звучит - и тут же какая-то пикировка, или обмен репликами с посторонним - и вот этот обмен репликами прямо аж сияет, что это такая реприза, отбивка для освежения чувств.
Я про эту проблему уже не в первый раз думаю, просто Хабаров сразу по нескольким направлениям заставил задуматься - но бывает, и часто, что единое вроде бы произведение постоянно распадается на части. Причём каждая отдельная составляющая вроде бы не плоха, а вместе всё что-то не играет - и в результате никакого эффекта погружения нет, невольная эмоциональная отстранённость.Мда, начала за здравие, а закончила за упокой, как обычно. Кстати, смотрела я онлайн-просмотром - первый раз таким способом пользовалась. С одной стороны, нет этой вечной головной боли расчистить место на диске, с другой - всё равно как-то не очень удобно. Да и плеер на управление далеко не идеально реагирует - в половине случаев пауза не срабатывала, а перемотать назад мне вообще удалось только один раз. Ну и, понятное дело, смотрела на большом компе через коаксиал, на кровати с ноутом через жидкий вай-фай так не сделаешь. Так что, будем по-прежнему качать.
***
Утяну у Лер картинку с шотландскими афоризмами, очень уж понравились:
читать дальше