На тв-тропах один из более-менее часто посылаемых тропов - это чеховское ружьё.
читать дальшеНу, из "если на сцене висит ружьё, то во втором акте оно должно выстрелить". Я всю жизнь воспринимала это выражение в отрицательном/запретительном ключе - типа правило, что в произведении (а особенно в пьесе) не должно быть ничего лишнего: каждый персонаж, каждая реплика, каждая какая-то особенность антуража должна работать на сюжет, мораль истории или хотя бы на развитие характера.
Но на тв-тропах его воспринимают в положительном и частном ключе - некая деталь, которую вроде бы невинно показывают задолго до того, как она мощно сработает позже. И кроме самого ружья есть ещё троп про чеховского стрелка - персонажа, который эту самую деталь заставит сработать.
Учитывая, что сейчас художественные произведения уже редко бывают в форме рассказов или пьес, а всё больше сериалы - книжные, фильмовые и уж тем более манга/комиксы и телевидение, да ещё с более-менее управляющей обратной связью - то соблюдать правило чеховского ружья в смысле "ничего лишнего" просто нереально. История пишется в то же самое время, как и рассказывается, да ещё в сжатые сроки, нет возможности аккуратно выпиливать лишние детали, да и целые сюжетные линии могут начинаться и обрываться, потому что не завоевали популярности.
А вот случаи "сначала мельком упомянули, а потом оказалось, что это ого-го какая важная штука" всегда вызывают лёгкое подозрение - а действительно ли сознательно сначала упомянули, и это не было какой-то проходной деталью, которую только потом догадались использовать? Или даже - может, и упомянули с каким-то расчётом, но планы были другими, а потом они изменились? Я просто помню и в Бличе, и в Наруто примеры таких вот заранее спойлеров, на которые обращаешь внимание при повторном просмотре/чтении - и когда кто-нибудь обращал на них внимание, другой кто-нибудь приходил и говорил "в интервью там-то и там-то мангака сказал, что эту фичу собирался использовать по-другому, потом забросил, а потом оно вот так пригодилось".
Сдаюсь, завожу тег для тв-тропов. ***
Люди, а вы когда на АО3 выкладываетесь, у вас какой этикет проставления рейтинга и предупреждений? Я про четыре важных архивных предупреждения: графическое насилие, смерть основного персонажа, изнасилование/нонкон и педофилия; ну и два способа отказаться - "ничего такого" и "не скажу". Я просто по своим тегам не всегда могу понять логику, которой я руководствовалась, ставя или уж тем более отказываясь ставить предупреждения.
***
Когда читаешь, и особенно фики, и особенно длинные, часто возникает ощущение несоразмерности истории.
читать дальшеНу типа у истории слишком длинная завязка, а потом слишком быстрая развязка, или персонажа ввели, а толком ни до, ни во время не охарктеризовали, или произошло какое-то важное событие, а герои его не отрефлексировали, или несоразмерный сюжет - тут как-то труднее объяснить, что я имею в виду, но в конкретных случаях это чувствуется... но на не своём тексте. На своём и даже на подсвоём (командном, который уже редактируешь) иногда остаётся логическое понимание, что что-то вот тут сильно длинно, а вот тут сильно коротко - но вот ощущение диссонанса пропадает напрочь. И это очень грустно.