Люди, научите пользоваться Кинопоиском. По работе приходится раскапывать информацию о русских сериалах - если с буржуйскими я хожу на IMDB и вижу там всё, что мне надо, то по русским или Википедия (а это не всегда), или Кинопоиск - и тут моя ненависть просто во все поля, потому что я элементарного показателя - количества серий - добиться оттуда не могу.
***
В голове медленно вертится мысля про стартрековых женщин, но вряд ли хватит дыхания на всё, поэтому тезисно: ну так, небольшая простынка.разумеется, главная женщина Стартрека - Ухура, потому что она там всегда, от начала и до конца, и хоть иногда действует, а не только фоном работает. То есть это самая "тяжёлая" по весу женская персонажка всего сериала - при этом её вес примерно равен весу Скотти и, разумеется, даже близко не равен весу кого-нибудь из трёх главных героев. Кроме Ухуры, в качестве постоянных мы имеем медсестру Кристин Чапел - моя любимица, обожаю её и как личность, и как профессионала, и она была бы чудесным персонажем второго плана, если б её только было побольше; ну и ещё одной постоянной персонажкой была некоторое время yeoman (адъютантка, по идее, хотя она по сути выполняла обязанности секретарши и официантки) Дженис Ренд - она мелькнула в первых сериях и куда-то сразу же необъяснимо исчезла. Смотрю, потом появится в полнометражках. Ухуру я тоже, конечно, люблю - чтобы её не любить, надо быть разве что расистом 60-х и вообще женоненавистником, она же чудесная.
Дык вот, на минимум 6-рых постоянных мужских персонажей (Кирк, Спок, Маккой, Чехов, Сулу, Скотти) мы имеем всего 2,5, а по-честному 2-х или меньше женщин - йоман Дженис исчезла задолго до появления медсестры Чапел, да и обе они далеко не каждый раз поддерживали Ухуру в её одиночестве.
Все остальных баб легко занести в категорию "одноразовые блондинки и брюнетки", по большей части случаев они думают и действуют только пиздой - пардон, участвуют в сюжете своим женским началом. При этом женщина для компании есть практически всегда (и практически всегда одна) - она либо участница партии Энтерпрайз (и чаще всего какая-нибудь сумасшедшая учёная-гуманитарий), либо вторая по значению после лидера врагов. Если одноразовая красотка наша - её будет соблазнять главный враг. Если одноразовая красотка чужая - её будет соблазнять Кирк. Причём и тот, и другой соблазняет не ради соблазнения, а ради того, чтобы захватить корабль/власть, или освободиться, или добиться ещё каких-нибудь политических и военных целей. Но женщина, как полная дура, естественно, на эту разводку ведётся.
Самый ужасный случай, когда меня просто трясло от гнева, был с Ханом. То, как он подчинял себе эту антроположицу - это просто как из учебника про секшуал харрасмент. "Мне не нравится ваша причёска, носите распущенные волосы" - о, она послушалась, хорошо, действуем дальше. То есть там яснее и прозрачнее нельзя было показать, что с его стороны и следа романтических чувств нет, только холодный расчёт, и приручение опытного дрессировщика. А она - умная образованная женщина 20+ хрен знает какого века - на эту разводку попалась как дура. Ну потому что баба, она же может думать только одним местом! И потом, когда Хан захватил корабль, она на секунду пришла в себя и выпустила Кирка, но после этого она с Ханом улетела! "Я его люблю", видите ли! Меня эта серия просто взорвала, я от возмущения прочитала детям целую лекцию о том, что здесь на самом деле показывали и почему это так унизительно - наш папа попытался сунуться и пошутить, что это, дескать, в маме говорит оскорблённый феминизм - получил в лоб, что да, именно он и говорит, и говорит совершенно правильно.
Через пару серий ровно тот же сценарий начали разыгрывать с Аполлоном и лейтенантшей-блондинкой. Я не смогла эту серию досмотреть. Причём в начале то ли этой серии, то ли аналогичной был чудесный показательный эпизод - Скотти был влюблён в такую одноразовую красотку, и Кирк со Споком рассуждают - типа совет да любовь, но с другой стороны, Кирк же теряет лейтенанта! Ну вы понимаете, если девушка-лейтенант выходит замуж - конечно же она уйдёт со службы, как же иначе!
А любимый сценарий "соблазни местную красотку и добейся этим политических целей" продолжали разыгрывать и дальше, разумеется. Наиболее мягкий случай был, когда Кирка, Ухуру и кого-то ещё вытянули обманом на какую-то "планету" (кавычки здесь ради той убогости, с которой эти планеты рисуются в космооперах), где начали тренировать как гладиаторов, ну и плюс каждому из землян подсунули пару для размножения - Ухуру вообще начали насиловать, но она как-то отбилась, а Кирку досталась пергидрольная блондинка в серебристом комбинезончике, и Кирк по-настоящему за ней ухаживал, попутно воспитывая и просвещая. И вот за это - что он действительно обращался с ней как с личностью и уважал её, можно многое простить. Но это, впрочем, совсем не значит, что Кирк вёл себя так всегда. Манеры-то, разумеется, всегда были джентльменскими... хотя схватить женщину и поцеловать, не спрашивая согласия - это ведь всегда пожалуйста. Но дело даже не в насильных поцелуях - хрен с ними, это действительно не самое страшное, что может случиться в жизни, да и не всегда это плохо. Дело именно в чётком сто раз повторённом сценарии, что лучший политический рычаг - соблазнённая женщина.
Исключения из этого правила - и заодно самых ярких женских персонажек - можно пересчитать по пальцам. Милена в серии про параллельный мир с параллельным Энтерпрайзом - там эта девушка уже была любовницей капитана, поэтому соблазнять не пришлось, сразу стали интриговать дальше, и девушка была огонь. Слепая телепатка - слишком величественная и прекрасная, чтобы её примитивно соблазнять, тут налицо была другая традиционная форма исключения женщины из круга равных - а именно преклонение. Ну и, наконец, взбалмошная секретарша из серии про супершпиона, который явно был гибридом Доктора Кто и Джеймс Бонда. Тамошняя девочка-секретарша была хорошим ярким сайдкиком для комических пауз и голоса аудитории.
Но почти всё остальное - это красотка (обязательно), полуголая (почти обязательно), которая либо просто молча стоит и торгует мордой рядом со злодеем (как жена этого "древнегреческого" телекинетика), либо действует более активно - но обязательно либо её соблазняют, либо она сама влюбляется как кошка в кого-то из наших.
Вообще, такое чувство, что Стартрек начинали с благими, в общем-то, намерениями показать мир будущего, в котором достигли гендерного равенства, женщины участвуют в жизни наравне с мужчинами, профессионалы ничуть не хуже, занимают ответственные должности и так далее. Но поскольку реальная жизнь была от этой благостной картинки ох как далеко, то сериал тут же начал гулять по всем возможным гендерным граблям, начиная с отсутствия количественного гендерного баланса - его никогда нет даже близко, даже в массовке - и заканчивая тем, что мужчины постоянно действуют друг с другом как личности, убеждая или даже воюя, но общение с женщиной так или иначе идёт через чувства, через соблазнение. Про тест Бехдель проще вовсе не заикаться - я вообще сейчас не могу припомнить, чтобы женщины взаимодействовали друг с другом, кроме секундного объятия Ухуры с какой-то гостьей Энтерпрайз, которая должна была вот-вот встретиться с давно потерянным мужем.
При всём этом - что женщин мало, и они чаще всего собрание худших гендерных стереотипов - не скажешь, что в Стартреке нет хороших персонажек. В основном это, конечно, Ухура и Кристин Чапел, но иногда и одноразовые героини хороши. При этом и Ухура, и Кристин получились удивительно сбалансированными - они и профессионалки, и люди с хорошим характером, и привлекательные женщины. У Ухуры вовсе нет личной линии, тот же поцелуй с Кирком, про который столько разговоров было - он же не имел по собой никакой романтической основы. А вот Кристин явно очень трогательно влюблена в Спока, это было заметно не единожды - немного жаль, что она так пассивна при этом, но её чувства невозможно не уважать. И в этой древнегреческой серии, которая знаменита за поцелуй Ухуры с Кирком, для меня главным был как раз трогательный диалог между Кристин и Споком, когда она практически призналась ему, а он просил прощения, что они оказались в такой ситуации, и он не смог её защитить.
Есть в Стартреке прекрасные женщины, но, блин, чтобы их увидеть - надо сознательно терпеливо их искать.
Люди, научите пользоваться Кинопоиском. По работе приходится раскапывать информацию о русских сериалах - если с буржуйскими я хожу на IMDB и вижу там всё, что мне надо, то по русским или Википедия (а это не всегда), или Кинопоиск - и тут моя ненависть просто во все поля, потому что я элементарного показателя - количества серий - добиться оттуда не могу.
***
В голове медленно вертится мысля про стартрековых женщин, но вряд ли хватит дыхания на всё, поэтому тезисно: ну так, небольшая простынка.
***
В голове медленно вертится мысля про стартрековых женщин, но вряд ли хватит дыхания на всё, поэтому тезисно: ну так, небольшая простынка.