Так о чём это я? Ах да, об обновлении системы. Всякий раз нервно вздрагиваю, когда это вижу, и только потом вспоминаю, что винда на компе сейчас лицензионная. Если ты с детства компьютерный пират, то так и будешь баобабом тыщу лет пока помрёшь.
Пригрозила компу перезагрузкой - почему-то обновления быстро закруглились, меня пустили залогиниться.
Ну, так о чём я всё-таки? Ах, да, о квестах! О Нэнси Дрю в первую очередь, конечно - 12 числа пришла новая игра, вчера вечером я её уже закончила, прошла почти-почти самостоятельно, пришлось подсмотреть только про приливы и отливы - подтвердить собственное подозрение, что тут не надо думать, надо дёргать. Сегодня передохну, а завтра начну перепроходить с чувством, с толком, с расстановкой.
Но про квесты, и конкретно детективные квесты, хотелось поругаться по поводу этого ролика:
То есть, конечно, меня возмущает и то, что Нэнси здесь всего лишь honorable mention, причём из всей серии они взяли ничем не выделяющуюся древнюю игру - уж если вы ориентируетесь на средний уровень, то и представляйте _всю_ серию сразу, или берите как раз лучшее.
Но самое злобное чувство вызывает игра номер один в этом списке, а именно L.A.Noir. Это может быть очень красивая игра, которую делали с любовью, но это - плохой детективный квест. Вернее, это просто плохой квест.
Нуар сейчас болтается у меня на компе сильно не доигранный, и я не знаю, то ли добивать, то ли оставить, потому что играть в него откровенно скучно. И мысли о том, почему мне не нравится новая тенденция в квестах с этими красотами 3-Д графики, приставочным управлением и экшен-сценами, возникли не столько из-за этого видео от Моджо, сколько до того по мотивам игры как раз в Нуар и свежего кроссовера Холмса с Достоевским и Майданом.
Сейчас в квесты всё чаще тянут элементы РПГ и шутеров, и в результате получается гибрид ужа с ежом, когда толком нет ни квеста, ни РПГ, ни шутера, а есть какие-то убогие обрезанные элементы всего, и у игрока по сути нет никакой свободы. Игра - при всём богатстве графики и, казалось бы, открытом мире, где можно ходить куда хочешь - в реальности превращается едва ли не в визуальную новеллу, где в каждый определённый момент времени у тебя ровно одна задача и очень маленький выбор действий. В Нуаре это просто до максимума доведено. То есть, теоретически ты можешь ездить по городу по карте, можешь с кем-то там поговорить, вернуться в участок - но в реальности есть ровно одно место, куда тебе надо. И если ты в это место не идешь, а потом жёстко и, прямо скажем, не особенно углубляясь в размышления, не ведёшь себя по нужному сценарию - то ты просто даром теряешь время, а игра обязательно тыкает тебя носом в неправильность и заставляет вернуться в место по сценарию. Знаете, если бы мне хотелось посмотреть детективный сериал, я бы его и посмотрела. Мне незачем для этого скачивать большую тяжёлую игру, а потом беситься из-за неудобных кнопок.
Идеология квестовой игры заключается в том, что у тебя всегда есть какое-то более-менее обширное поле для действий, есть какой-то набор заданий - одна-единственная задача бывает обычно в самом конце, когда ты просто уже всё выполнил. Или в средней части игры перед каким-то критически важным изменением обстоятельств - когда, опять-таки, ты всё остальное уже выполнил. Но в норме у тебя постоянно есть несколько локаций, где в каждой из них может быть, а может и не быть заныкано что-то полезное, есть несколько задач, которые надо выполнить, и есть набор непонятных ништяков, которые надо куда-то применить - причём далеко неясно, куда. Именно в том, что ты будешь пробовать различные комбинации, наматывая круги по локациям, и состоит основное занятие, основной кайф и одновременно основное раздражение от игры. В квесте ты запросто можешь таскать с собой вещицу от самого начала игры и до самого конца, безуспешно пытаясь её куда-нибудь приткнуть, и только в финале она сработает. И ты можешь топтаться без движения, упустив какую-то мелочь - особенно это радует при повторном прохождении - и не понимать, почему вроде бы всё нужное на руках, а оно не работает... пока в давно изученной локации не найдёшь какую-нибудь хитрую нычку. Для этого не нужна какая-то особо навороченная графика - это только подтверждается существованием такого бесконечно любимого жанра, как мультяшные квесты - для этого нужен хорошо продуманный сценарий, который может развиваться нелинейно.
В Нуаре же ты приходишь куда-нибудь, осматриваешь там всё, находишь - и чаще всего потом ставишь на место - какую-нибудь фотографию или документ с единственным важным признаком, который будет использован тут же, минуту спустя, при допросе свидетеля, при этом на слова свидетеля существует единственная правильная реакция - которую тебя заставят выдать хотя бы методом перебора, ибо неудавшийся допрос будет повторяться снова и снова, пока не получится. То есть практически всё время ты находишься в положении единственного хода, который тебя так или иначе заставят сделать. Это не квест и, прямо скажем, не сильно-то и игра.
У майданного Холмса в этом плане баланс лучше - вся игра тоже разбита на отдельные дела, которые полностью заканчиваются перед тем, как перейти к следующему, и жёстко детерминированных моментов тоже есть, но всё-таки общая идеология квеста тут сохраняется, то есть есть некоторая свобода передвижения и комбинации имеющихся вещей и фактов.