"Пиши впечатления, пиши впечатления" - как тут писать, когда уже разучилась? Медитирую на чистый экран дайрей словно юный писатель. Бу-бу-бу... Ну, приступим, помолясь. В первом посте минутка общей классификации.
Китайские дорамы, по моему впечатлению, можно разделить на три больших порции в зависимости от времени действия. Я условно назову их старая история, новая история и современность.
читать дальшеСтарая история - древние времена, все эти династии Тан, Мин, Цинь, Ся (хотя я не уверена, что про неё-то действительно снимали) - в общем, что может быть у вас на слуху при встрече с китайскими вазами, и о чём вы приобретаете представление (весьма смутное), если начинаете учить китайскую историю. К слову, в википедии есть шикарная таблица по всем этим династиям, которая стоит почти во всякой статье про китайские исторические события. От дорам смутное представление об истории не станет более явным, ибо сериалов про реальные события я как-то не встречала. По большей части это уся - то есть фентезятина. И даже когда это типа биография реального исторического лица вроде У Цзэтяни, всё равно получается усятина.
Ну ладно, в телематографическом выражении это, естественно, люди в развевающихся одеждах, которые с помощью балета и полётов на верёвочках рубят друг друга в капусту изукрашенными чеканкой самотыками. Немножко отдельно в этой категории и завершая её стоят дорамы про маньчжурскую династию, когда уже как бы более-менее мирное время сильной государственности и соблюдения законности, поэтому самотыками машут не так остервенело, но всё равно ещё не наше время. (К слову, если вы в пику "мирному времени" будете вспоминать про опиумные войны и Тайпинское восстание - можете не вспоминать. Я эти слова знаю, но в описаниях к дорамам как-то не встречала.)
Новая история - это первая половина двадцатого века. То есть в кадре мелькают или даже превалируют западные костюмы, вместо самотыков пистолеты, а на роли злодеев японцы, японские офицеры или японские и интернациональные шпиёны. Центральная тема этих дорам, конечно, японо-китайская война, про которую китайцы справедливо обижаются, что её почему-то не включают во Вторую мировую, но начинается всё со времён роста Гоминьдана, а заканчивается первыми годами коммунистического Китая. Тут уже большая опора на реальную историю, хотя всё равно вымышленные детективные и мелодраматические истории на фоне реальных событий. Подавляющее большинство этих дорам происходит в Шанхае.
Сороковые-пятидесятые годы - это максимум времени действия исторических дорам, ибо про Культурную революцию я не видела ничего вообще, ни хорошо, ни плохо - никак. Так что тут во времени провал, и дорамостроение оживает уже в наше время. И тут уже главными героями дорам становятся: а) опять Шанхай; б) продакт плейсмент. Особенно обувь почему-то - я уже насмотрелась на столько крупных планов кроссовок, штиблетов и изредка туфелек на каблуках, что могу целый альбом "истинное лицо современной китайской дорамы" составить.
С местом действия тоже как-то непонятно - если это Шанхай (а это в половине случаев, не меньше), то он действительно становится ещё одним персонажем - нам обязательно по сто раз скажут, что мы именно в этом городе, покажут шикарные виды и просто на улице, и с высоты полёта, и днём на солнышке, и ночью с подсветкой, да даже метро покажут так, что туда захочется непременно спуститься и куда-нибудь поехать.
Но если действие в другом городе - то это действие в другом городе. Каком-нибудь вымышленном. На заре знакомства с китаедорамами я, помнится, пыталась найти с местом действия в Пекине - чтоб, значится, сразу осваивать правильный пекинский выговор. Ну и что? И ничего. При этом не сказать, чтобы в Пекине не снимали дорамы - одну вот я видела, "День и ночь", но там место действия - вымышленный город Цзиньган, который является своеобразным гибридом Пекина и соседнего Тяньцзиня. У меня к этому Цзиньгану особые счёты, ибо я повелась на кадры с дорожными указателями и пыталась найти реальные адреса на гуглмапе. Долгие безуспешные поиски закончились тем, что я вышла на ихние местные Ответы на мейл.ру, где прямым текстом сказали - места придуманные. У, злыдни.
Жанровая принадлежность определяется в первую очередь этим самым временем действия. Если это старая история - то это уся, бои, дворцовые интриги, любовь между принцами-принцессами, часто всё это с магией и прочей чертовщиной. Нередки экранизации каких-нибудь РПГ. Могут быть и детективы (чаще всего про судью Ди, но не только), но и они, естественно, с колоритом в виде самотыков и боевой акробатики.
Если это новая история - то практически неизбежно шпионские страсти. На худой конец просто военная драма.
Если наше время - то либо мыльная опера на манер "Династии", где богатые тоже плачут, либо мыльная опера про так называемых "простых людей", которые в поте лица тяжёлым трудом строят карьеру и борются за личное счастье (чаще всего, почему-то, с наследником какой-нибудь богатой корпорации). Ну, про продакт плейсмент я уже сказала. Кроме него, дорамы этого жанра чаще всего развлекают неразрешимым вопросом, почему персонажи ещё не передохли от несовместимой с жизнью тупости.
Но если отойти от жанра чистой мелодрамы и совместить его с детективом или каким-нибудь процедуралом, то в действиях персонажей начинает появляться логика, и смотреть становится куда интереснее. Хотя там появляется свой отдельный детективный треш.
Китайские детективы, в отличие от, скажем, японских десятилетней давности (которые я знаю), куда интереснее и логичнее. При этом детективы могут быть условно лёгкими и весёлыми - только учтите, что кровькишкираспидорасило тут само собой разумеется, это за причину перехода в серьёзный жанр не считается; а могут быть совсем мрачными и нуарными - и неплохо получается, кстати. Последняя категория легко опознаётся по мрачным чёрно-бело-серым постерам и такой же почти чёрно-белой манере съёмки.
Вот, если у меня хватит сил делать более подробные обзоры по конкретным дорамам, то они будут в рамках этих временно-жанровых категорий. Список того, что я посмотрела полностью или не досмотрела, но оно всё равно запомнилось:
Усятина:
1. Легенда о Чу Цяо. Как я уже говорила, ударилась до такой степени, что захотелось отзывов и обсуждений. И хоть я уже слегка успокоилась, но эта дорама действительно заслуживает конкретного такого обзора.
2. Поддельные фениксы. Лёгкая приятная комедия, которая по мере развития сюжета скатилась в соплежуйство и уже совсем не такие лёгкие события прошлого и внезапные смерти под конец. Но это азиатская драма для вас - они как-то не очень заморачиваются с уместностью мрачных элементов в комедии или комедийных в трагедии. Полтора сезона из трёх смотрела с переводом, последние полтора сезона уже без перевода, но мне это уже не мешало. Но в общем и целом это из разряда "сахар прямо в кровь", рекомендую.
3. Пламенный Чанъань - детектив в средневековых декорациях, причём как раз редкий случай не про судью Ди. Очень приятная дорама с хорошей командой, комедийной атмосферой, более-менее интересными сюжетами. А ещё у дорамы есть интересная и внезапная особенность, по которой я пока не вскапывала информацию - это псевдояпонщина. Ну вот как есть псевдокитайщина в японском аниме, типа моей любимой "Повести о Стране цветных облаков", то "Пламенный Чаньань" - в принципе, то же самое. Здесь Китай ощутимо пахнет Японией. Не удивлюсь, если это всё-таки экранизация какой-нибудь манги-псевдокитайщины.
Новая история:
1. Мечта женщины о просвещении. Время действия 1927 год, место действия - Ханчжоу. Я повелась на название, решила, что это действительно будет про женское образование и эмансипацию, но нифига - это семейная драма про интриги, любовь, кровную месть и так далее. Если вы смотрели фильм "Подними красный фонарь", то, в принципе, поймёте, про что здесь, только тут куда меньше мрачности и злобы, да и конец, я думаю, будет хороший (я ещё далеко не досмотрела).
2. "В Пекине всё спокойно" и Disguiser. Обе дорамы я только начала смотреть, первую мы смотрим вместе с мужем, вторую я сама, но ощущение общее - что это две вариации одну и ту же тему. Хотя время действия сильно разное, у, как бы его перевести, Маскировщика - действие в начале тридцатых накануне войны, у "В Пекине всё спокойно" - 1948-1949 годы, накануне прихода к власти коммунистов. Первые серии - пока только сеттинг, подготовка героев к будущим приключениям и подготовка зрителей к героям. Потом, может, дорамы уже перестанут сливаться в моих глазах.
Сюда же, в принципе, стоит добавить "Начинающую агентку Яньчжи", там тоже шпионские страсти в начале войны, но там атмосфера какая-то другая. Впрочем, и там я тоже только первые несколько серий высмотрела.
3. Дешифровщик - это уже про ранний коммунистический Китай и про контрразведку. Тоже не досмотрела пока, хотя это однозначно не рядовая вещь, причём из тех, которые очень хотелось бы обсудить. Сюжет - мальчика-аутиста с выдающимися математическими способностями выдёргивают из семьи в секретный центр контрразведки и пытаются применить для расшифровки шпионского супершифра. Причём "пытаются" следует писать как раз в кавычках - я не перестаю задаваться вопросом: "вам шашечки или ехать?" Вместо того, чтобы дать парню возможность спокойно ковыряться в формулах, из него всё время пытаются "воспитать" нормального человека. Впрочем, возможно, что за всем этим стоит как раз злодейский шпион, который хочет саботировать разгадку шифра. Хотя там основной сюжет скорее как скелет для кучи всего другого интересного.
Да, что-то ни одной досмотренной дорамы про новую историю нет.
Наше время:
1. Наследники. Юридический процедурал! Я их сердцем чую, блин. Причём у меня такое чувство, что эту дораму сознательно делали в качестве просветительской - там первые серии начинаются с того, что адвокаты и судьи цитируют закон абзацами, причём самые основные положения, типа "наследниками считаются лица, которые либо указаны в завещании, либо родственники", ну и всё такое. И дальше на сорок с лишним серий того же самого - вот такая вот ситуация, вот в ней такой-то закон, вот так мы собираемся доказать. Есть дела клиентов, есть сквозная линия про главных героев, но на ту же тему - кто кому внезапный родитель, кого из детей перепутали в роддоме, и кому всё это большое богатство достанется. Плюс Шанхай и продакт плейсмент.
2. Детективы "Люби меня, если осмелишься" и "Если бы улитка полюбила". У кого-то на дайрях встретила пост - "это сериалы по книгам одного автора, никогда бы в жизни не подумала, ничего общего". Ну, я бы подумала, у меня это известие про единого автора скорее вызвало реакцию - а, понятно. Там всё-таки есть общее, хотя и правда не совсем очевидное. Но вот именно некоторые важные мотивы - таки да. Очень хочется эти самые мотивы обсудить, авось дыхания хватит.
3. Детективы "День и ночь" (этот высмотрела весь) и "Обжигающий лёд" (этот начала смотреть и сознательно бросила, там явно с героями очень плохие вещи будут происходить, не хочу). Вот тот самый нуар в чёрно-серо-белых тонах. Тоже есть что пообсуждать, причём прежде всего с точки зрения всякого бытового и культурного - как-то именно "День и ночь" у меня вызвала ощущение, что там показана реальная нормальная жизнь обычных китайцев. Ну, понятно, что в дораме они через раз маньяки и гангстеры, но за вычетом этого - как раз реальная жизнь. Так что тоже хочется обсудить.
4. Судмедэксперт Цинь Мин. Таки да, детектив с упором на криминалистику, причём заглавный герой там так, сильно уступает своей девочке-помощнице - а вот она море обаяния. Это как раз случай относительно лёгкого детектива с костями, кровищей и жареным человеческим мясом в каждом кадре. И тоже, неплохая возможность заглянуть в обычную жизнь.
Да, что-то сплошные детективы, обычных мелодрам нет. Одну я смотрю - ну, мучаю, а не смотрю. Начинала её одной из первых, а всё никак. "Любовь вне зоны доступа", как раз про тяжко работающую девицу, которая как по волшебству делает карьеру, а в личной жизни отбивается от богатого сингапурца, чтобы, значит, когда-нибудь полюбить своего начальника.
"Пиши впечатления, пиши впечатления" - как тут писать, когда уже разучилась? Медитирую на чистый экран дайрей словно юный писатель. Бу-бу-бу... Ну, приступим, помолясь. В первом посте минутка общей классификации.
Китайские дорамы, по моему впечатлению, можно разделить на три больших порции в зависимости от времени действия. Я условно назову их старая история, новая история и современность.
читать дальше
Китайские дорамы, по моему впечатлению, можно разделить на три больших порции в зависимости от времени действия. Я условно назову их старая история, новая история и современность.
читать дальше