Ну что, с "Придворной дамой" покончено, осталось только успокоиться по поводу её. Вот чего у сериала не отнимешь - так это того, что он у меня вызвал просто бурю эмоций. Львиная доля их - это бешенство, но дорама точно не рядовая и запомнится мне как бы не навсегда. Более подробное и спойлерное бухтение под морем.
читать дальшеПрежде всего, конечно, Шэн Чуму. Уже примерно к середине сериала моё раздражение от главного героя достигло состояния, когда каждое лыко в строку, но в том-то и беда, что долго искать лыко не приходилось. Что его сознательные резкости в адрес Фу Роу, что его несправедливые обвинения в её адрес за смерть сестры - он схлопочет за это морде (мало, очень мало) и, естественно, ни разу потом не извинится. Но самое моё любимое - это похваленные кем-то на MyDramaList его flirting skills. Серьёзно? Вот предпоследний момент флирта - подслушав, как Фу Роу хвалит его за то, что он "смелый и умный", он сразу же подхватывает: "Смелый и умный! Редкий талант! Но ты забыла добавить, что я ещё и красивый! Такой красивый, что у тебя дух захватывает!" Я сейчас не издеваюсь, я просто цитирую. И если бы подобный момент был один, можно было бы списать его на шутку - но нет, Чуму всерьёз верит в свои самовосхваления, и все их с Фу Роу так называемые романтические моменты из этого только и состоят: либо он заставляет её слово в слово повторять, какой он красивый и замечательный, либо, когда ему надоедает вымучивать похвалы из этой дурочки, он сам про себя разливается соловьём. Под конец его неадекватное хвастовство и самолюбование даже в самом сериале заметили - Фу Роу уже с некоторым раздражением на него реагировала. Милая моя, а ведь тебя это ждёт на всю жизнь, день за днём.
Общее место жалоб на сериал в том, что Сюй Кая/Чуму слишком мало для его роли главного героя, и что слишком мало сцен между ним и Фу Роу. Но, как по мне, это совершенно не случайно, и достаточно жизненно - все их отношения на том и держатся, что они редко видятся и постоянно разлучены. Если бы никто им не мешал, если бы у них была возможность вдоволь общаться в мирной обстановке, моментально бы выяснилось, что никаких общих интересов у них нет, говорить им не о чем, а его бесконечное хвастовство становилось бы всё труднее и труднее выносить. И я сейчас говорю не с точки зрения зрительницы, с внешней точки зрения - понятно, что "у счастливой любви нет истории", что это скучно показывать, а потому героев разлучают, заставляют ненавидеть друг друга, подсовывают новых ухажёров, чтобы строить треугольники. Разумеется, все эти обязательные элементы в "Придворной даме" есть, но в сериале нет даже обычной меры милого любовного взаимодействия между главными героями - и просто потому, что строить его не на чем. Так что страдания-размолвки длиной примерно во всю вторую половину сериала - они ещё и затем, чтобы прикрыть их пустые отношения, которые бы закончились сами собой, как только выветрилась бы влюблённость.
Второй по значению источник хронического раздражения - это сама Фу Роу. Если в начале сериала это действительно была умная, упорная девушка, и за каждой историей её победы стояли размышления, планирование, труд, буквально физический, учитывая, сколько она вышивала - да просто это были интересные истории - то чем дальше к концу, тем больше она превращалась в какую-то механическую мэрисью: лезет со своими советами по любому поводу, с ходу подкрепляя их нужными цитатами, видит насквозь всех злодеев, управляет дворцом вместо покойной царицы и едва ли не управляет всем государством, потому что вечно успевает ввернуть своё слово хуандею, и у Ли Чжи она учительница. Это очень трудно, удержать баланс так, чтобы герой/героиня действительно проявляли свой ум, свои способности и заслуживали свою победу, а не бесконечно блистали, надоедая своим совершенством - и в дораме его не удержали.
Про любовную жизнь Фу Роу я уже вдоволь наворчалась в комментариях у Arete-hime, некоторые соображения я и в этом посте повторила, не хочу повторяться дальше. Тем более что главная засада в том, что, как мне кажется, отношение Фу Роу к Чуму - это всего лишь отражение отношения Лу Инин к её мужу. Я всё про главных героев ворчала, но в сериале есть три более-менее отдельные женские истории - кроме Фу Роу есть ещё истории её младшей сестры Фу Ини и Лу Инин, дочки условно главного злодея. Про Фу Инь я не буду, я что-то и так каждое предложение из себя выдавливаю, а вот про Лу Инин не сказать нельзя.
Так, у нас гроза отгремела. Вероятно, из-за предгрозового атмосферного давления меня так колбасило. Сейчас надышусь свежим воздухом и авось оживу. В общем, про Лу Инин. Она дочка генерала (злодея) и младшая сестра генеральского сына (тоже военного и тоже злодея). В начале сериала она мельком встретилась и пофлиртовала с пиратом Янь Цзыфаном (нулевой ухажёр Фу Роу, жертва и посему враг отца и братца Инин). Как водится, влюбилась, долго за ним бегала, в нужный момент подменила собой Фу Роу и переспала с пьяным пиратом. Тот её прогнал - без особой злобы, отвёз поближе к дому и даже кинул ей лекарство для брата - и ещё раз повторил, что они враги-враги. На что Инин произнесла программную речь - что он отравлен своей местью и злостью, а она предпочитает верить в добро и в хорошее в людях, а потому её мир куда ярче, чем его. Услышав это, я прониклась, но я не представляла, во что они эту её кротость и доброту превратят дальше. Вера в добро - это замечательно, но, блин, во всём надо меру знать!
Короче, ещё до своих приключений с пиратом Лу Инин уже однажды спасла своих отца и брата от справедливого суда за мародёрство и избиение мирных жителей. Тупо вымолила сочувствие у хуандея, стоя на жаре на коленях в отцовских доспехах. Через некоторое время генерал Лу и его сын попали в тюрьму ещё раз. И в этот раз для их спасения Лу Инин предложила себя замуж князю Ляну. Это, чтобы вы знали, младший брат хуандея, поздний ребёнок - он ровесник детей хуандея, которым приходится дядей - и, кроме собственно Ли Шиминя, едва ли не единственный оставшийся в живых сын их отца, хуандея в отставке. Отец его явно боготворил и разбаловал сверх меры, и в результате получилось омерзительное чудовище, полностью охреневшее от собственной безнаказанности, но при этом даже не имеющее мозга, чтобы понимать, что он никто и звать его никак, и все вокруг его тупо ненавидят. Впрочем, он до определённой степени понимал, что вся его жизнь держится на остатках сыновней почтительности Ли Шиминя к их отцу, и поэтому держался за отца изо всех сил - но даже когда он потерял своих покровителей, ему не хватало ни ума, ни силы воли, чтобы вести себя прилично и не давать хуандею поводов себя чморить.
Да, основная характеристика князя Ляна - он серийный насильник и садист. Девушки, которые попадали к нему в руки, удивительно быстро умирали. Ну, расправы над окружающими, которые не так посмотрели - тоже само собой. И вот к такому человеку в жёны идёт наша Лу Инин, уже не девственница после ночи с пиратом. Ей спасло жизнь то, что она вышла замуж под покровительством царицы - убить её по-тихому у Ляна не получилось бы, а признаваться в том, что он женился на гулящей девке, ему не позволила гордость. Поэтому он дома бил её и держал в чёрном теле, а на светские мероприятия прикрывал синяки шелками и пудрой. При этом Лу Инин, как вы понимаете, сама кротость и доброта, что брату, что свекрови рассказывает, как ей хорошо живётся с мужем, и единственный, кто узнал, каково ей на самом деле - её пират, на которого она рыкнула, что он (пират) её не достоин. Ну, это как бы да, но муж-то твой разве тебя достоин?
Но нет, к мужу мы всей душой, и, о чудо, в нём проснулось что-то человеческое! Он даже стал сдерживаться и не бить её, и вообще, можно сказать, проявлял ласку - ну, в том смысле, что постоянно капризно требовал, чтобы она за ним ухаживала. Где-то в это время Инин разразилась ещё одной программной речью - что чем темнее душа, тем ярче тот свет, который в ней всё-таки сияет. Ну, то есть, нахрена быть хорошим человеком с чистой совестью - это же так скучно и бледно. Вот злодеем, насильником, убийцей, который в кои-то веки размахнётся, но не ударит - вот это пример сияющей доброты.
Дальше идут интриги, в которых активно участвует пират, в результате которых князь Лян попадает в тюрьму. И ах-ах-ах, в тюрьму он попал из-за того, что не стал сразу бежать, а вернулся домой забрать жену - и там-то его и словили. А жены уже не было, потому что пират её выманил россказнями про раненого брата. Князь Лян в отчаянии - ах, ты, сука такая, меня предала! Сука в это время сидит связанная и ругается с пиратом, что он всё равно злодей и спас её из злодейских побуждений, а потому нещитово. От пирата она убежала, по дороге разразилась ещё одной вызывающей бешенство программной речью в адрес Фу Ини, но это я пересказывать не буду, а в конце пошла и сдалась властям, чтобы отвечать перед законом вместе с мужем - ну, потому что, понимаете, иначе ему будет горько и обидно, и вся вот эта с трудом пробуждённая доброта в нём опять пропадёт.
Муж, узнав, что она сдалась, долго топал ногами и орал, что не верит, но на всякий случай написал хуандею письмо - где обвинял жену в непочтительности по отношению к его матери. Хуандей понял письмо правильно - вызвал Лу Инин на ковёр, наорал на неё, сказал, что непочтительность к свекрови - повод для развода, князю Ляну она больше не жена, поэтому к делам и преступлениям мужа не имеет никакого отношения, и её с позором выгнали... на свободу, жить дальше. Ну, спасение жены с помощью фиктивного развода - это очень хорошо, по-китайски. Но, блядь, у меня по поводу поведения Лу Инин образцовый западный феминистский гнев - вы чему, мать вашу, народ учите? Что надо терпеть побои мужа и ждать, пока в нём чувства добрые проснутся? А если не успеешь дождаться и помрёшь раньше - то ничего, у следующей кроткой ангелицы непременно получится. Оно ж ведь того стоит - десятки, если не сотни изнасилованных, избитых, бог знает сколько из них убитых - ради того, чтобы последнюю в своей жизни гадость этот мерзавец сделал из добрых побуждений для чьей-то пользы.
И вот примерно тот же паттерн - что надо терпеть несправедливое обращение, не протестовать, ждать, когда этот мудак одумается, верить изо всех сил в хорошее в нём - он ведь и у Фу Роу тоже. Хочу сразу же громко и чётко сказать: разница между князем Ляном и Чуму огромная и принципиальная - потому что один преступник, которого давно пора было уничтожить ради общественного блага, а второй просто самодовольный мудак. И, тем не менее, параллели в их поведении и их обращении со своими женщинами напрашиваются. А уж параллели в поведении самих женщин - тем более.
Лу Инин потом сделали насильственный хэппи-энд - видимо, как избавить её от желания как-нибудь покрасивее пожертвовать жизнью, автор поленился придумывать. Поэтому пират украл её ещё раз, но в этот раз посадил под замок не в хижине в лесу, а на корабль, с которого не убежишь, и поплыл добывать сокровище.Народ, сил писать дальше нет, а комментариев хочется.
Пожалуй, коротко об оставшемся: дораму как-то очень странно смонтировали. Ну, все подряд, и я тоже, в начале 47-й серии полезли проверять, а тот ли эпизод мы смотрим, не пропустили ли чего - там действительно явно вырезали целую сцену экшена и начало разговора между героем и героиней. Конец сюжетно какой-то очень скомканный - так толком и не ясно, кто был во главе финального заговора, и даже чего конкретно заговорщики добивались. Но странности монтажа проявлялись и раньше - причём не убавками, а добавками. В речи разных персонажей то и дело посреди нормального качественного дубляжа вдруг появлялся зашумленный звук с площадки. В общем, всё это очень странно, но, учитывая моё накопившееся раздражение от всего того, что я уже выше написала, дурацкий монтаж меня уже и не трогал.
Из хорошего и опять спойлерного:
читать дальше.сцена горя князя Ханя по убитой жене. Очередное проявление того правила, что если хорошего комедийного актёра заставить отыгрывать трагедию, он вам душу порвёт своей игрой.
Впрочем, с комедийными актёрами не всё так просто -
читать дальше.в последней сцене между генералом Лу и хуандеем, у генерала Лу на морде было выражение какого-то деревенского хитрована, который притворно раскаивается, прикрывает глаза от стыда, а сам подглядывает, хорошо ли он торгуется. Папа Шэн в этот момент был особенно ярко в образе дурачка-простофили и подыгрывал папе Лу. И только бедный хуандей пытался изо всех сил изобразить душевные муки из-за того, что старый друг его предал - но на фоне папы Лу все его гримасы выглядели просто кривлянием. Представляю, как злился актёр в роли хаундея на сабботаж своих напарников. Ну, может быть, я что-то неправильно поняла - но дорама, как вы успели заметить, располагает к странным реакциям и СПГСу.
Ну и гейская линия, конечно. Её показали всеми возможными средствами, когда нельзя пустить в ход прямые признания и ласки. От взглядов товарищей друг на друга в последней сцене их взаимодействия экран загорался. Учитывая скрытое женоненавистничество сериала, я уж думаю - а не это ли на самом деле главная история, которую хотелось рассказать автору книги, а всё остальное он просто навертел вокруг.
Ох, ну всё, вроде сказала всё, что хотела. Вот есть же хорошие сериалы, которые нравятся, и помнятся - но у них не получается такой занозой в печени сидеть, как у этого издевательского бардака.