читать дальше1. Главные герои.
В Бличе один главный герой, при этом он зверски тянет одеяло на себя - в непосредственной близости от Ичиго всё живое замирает и занимает наблюдательную позицию, предпочитая не встревать. И вообще Ичиго опасно близок к классическому образу идеального главного героя - всех спасающего, всех понимающего, безупречно хорошего и смертельно скучного из-за этой своей безупречности.
В Наруто два главных героя. При этом положительный главный герой куда веселее, потому что так и продолжает быть убедительным жизнерадостным придурком, который побеждает всегда немножко неожиданно. Противоречивый же главный герой тем более интересен - поди разберись, ненавидеть его или любить, считать хорошим или плохим, и что оно вообще себе думает.
Тут очко в пользу Кишимото.
2. Не самые главные главные герои и остальные персонажи.
По качеству персонажей, по-моему, Кубо и Кишимото друг друга стоят - великолепнейшие личности есть и там, и там, но чисто количественно Кубо побеждает с большим отрывом. А это и само по себе достоинство, а уж для фанатского творчества достоинство критически важное. Очко у Кубо.
3. Проработка мира.
Здесь у меня не столько примеры наготове, сколько общее впечатление фикрайтера-канониста, но у Кубо мир проработан лучше. Не факт, что богаче - но как-то менее противоречив. У Кишимото в дыры мироустройства вляпываешься на первом же шагу и продолжаешь вляпываться и дальше. Очко у Кубо.
4. Культурный контекст.
Не самый важный для меня пункт, честно скажу. Просто к слову пришлось, но - отсылки к японской и другим культурам, которые копать и копать, есть в обеих мангах, но у Кубо они более поверхностны, как-то на уровне визуального эффекта. У Кишимото скорее "сказка ложь, да в ней намёк" - и этот намёк не так просто разобрать. Пол-очка в пользу Кишимото.
5. Женские персонажи.
У Кубо множество красивых и не очень, умных, сильных, интересных, разных по характеру женщин - и женщин этих автор очень любит, это чувствуется. У Кишимото - мало, ярких мало тем более, когда женский персонаж развивается и выходит на первый план, такое ощущение, что это происходит против воли автора, и он старается побыстрее эту женщину слить. Очко, а то и два, в пользу Кубо.
6. Боёвки.
У Кубо - поединки, и это поединки моралистов. Мощь наращивается экстенсивно и читерски - мангака просто придумывает новую фичу для персонажей, прокачивает их и так даёт возможность побеждать. У Кишимото - и поединки, и коллективная работа, фичи есть и много, но не сверхмного, и в каждом бою есть интересные тактические фишки. Два очка в пользу Кишимото.
7. Командная работа.
Идёт отдельным пунктом, а не подпунктом в боёвках, потому что очень важна, на мой вкус. У Кубо с командной работой плохо от слова "совсем". Он вообще любое взаимодействие старается свести к поединкам и даже придумал тому несколько моральных обоснований, командная работа встречалась от силы пару раз на мангу - и то, результаты её он тут же старается свести на ноль. У Кишимото командная работа используется постоянно и разнообразно, персонажи интересно и сложно взаимодействуют. Очко или два в пользу Кишимото.
8. Рисовка.
Блич меня в своё время удивил тем, что там разные лица. Просто с Бличём я познакомилась довольно рано - когда общий опыт анимешно-мангачного был маленький, и тогда был очень сильный эффект "у них же у всех одинаковые лица". Вот персонажи Блича - они изначально разные. Их можно переодевать, пачкать, растрёпывать, но они останутся сами собой - и наоборот, их можно одеть в одну и ту же форму, а они останутся разными. Может, выделять эту особенность рисовки как большое достоинство - довольно наивно, но я бы не сказала, что такое встретишь в любой, даже хорошей, манге.
У Кишимото всё то же самое - разные и узнаваемые лица. Он не очень любит переодевать героев, а даже переодевая, старается перенести фишки одежды из старой версии в новую - то есть одежда, татуировки и прочие "читерские" детали дизайна являются неотъемлемой частью образа персонажа.
С другой стороны, Кишимото обставляет Кубо в другом важном аспекте. Почти все герои Наруто по ходу манги появляются в разном возрасте - есть и резкие скачки возраста (во флешбеках), но есть и постепенное взросление детей в первом периоде. Кишимото мало того, что сохраняет персонаж узнаваемым - но ещё и правильно отражает возраст. У него двенадцатилетний ребёнок и выглядит на двенадцать лет, а не как у Кубо - парням по пятнадцать, а выглядят они на 22.
Так что по совокупности за отрисовку персонажей очко... нет, пол-очка у Кишимото.
А вот рисовка боёв - однозначно у Кишимото лучше. У Кубо всё равно получаются статичные позы - стали друг напротив друга с мечами на изготовку, чёрная клякса -
Про остальные аспекты рисовки - фоны, или композицию кадра, или что там ещё - рассуждать не берусь, ибо ни хрена не понимаю. Рассказывайте в комментах.
9. Развитие сюжета.
Понятно, что Кишимото делает Кубо, как мальчика. В Наруто сюжет вообще не провисает, нигде. Он может зайти в какие-нибудь бредовые дебри, но он постоянно развивается, постоянно интересный и неожиданный. У Кубо через раз - иногда интересно и важно, иногда - просто очередная расстановка героев на шахматной доске, подготовка к череде бесконечных боёвок. Два очка в пользу Кишимото.
10. Смерти персонажей.
У Кубо смерть персонажа - дело неслыханное, а уж положительного персонажа - я даже и не помню, убили ли хоть кого-нибудь. Разве в предыстории, но не во время основного действия. Кишимото может ввести персонажа, раскрыть его, заставить полюбить, а потом красиво убить - и получил бы у меня честные два очка, если бы не последние фокусы с оживлением. За это очки снимаются, а то и оштрафовать бы стоило.
Подсчитывать очки не хочу - всё равно выбирать что-то одно не хочется. Если ещё чего вспомню, допишу. Добавляйте пункты в список.