воскресенье, 30 января 2011
Отходняковый флуд ни о чём.
Товарищи фикрайтеры, расскажите - перечитываете ли вы свои тексты (старые и новые), и если перечитываете, то как?
читать дальшеЯ довольно долго вообще почти не могла этого делать. Пыталась по какому-нибудь поводу - и выскакивала из-за компа через пять минут с горящими ушами, потому что ужоснах. Ужоснах - именно стиль, конкретные слова, содержание-то фика, идеи и отдельные удачные моменты мне нравились и помнились.
Потом я уж не знаю что изменилось - язык или восприятие - но сильно полегчало. Я стала способна перечитывать тексты, и даже с удовольствием. При этом сложился даже набор фиков, которые я время от времени перечитываю - в основном самые короткие, задумчивые драбблы. Но эти фики - любимые задумчивые драбблы - они мне всегда нравились, вообще, начиная от задумки и заканчивая воплощением.
А вот иногда довольно странно нравятся тексты, вообще говоря, негодные. Какие-то пустые, отмазочные, какие-то огрызки текста, которые так и не выросли во что-то законченное. Что-то такое, что при написании воспринималось неудачей, вызывало злость - и потом разбираешь папку с фиками, читаешь эти огрызки - и хорошо ведь! С царапающими местами (меня всегда царапают отдельные места, в основном потому, мне кажется, что я просто не умею писать как надо), но в общем и целом хорошо. И думаешь, может уже добить и выложить?
Впрочем, это не отменяет периодических приступов мизотекстии,
когда опять всё кажется ужоснахом - чаще всего вообще всё, и своё, и чужое, но своё при этом вызывает ещё и чувство жгучего стыда.
***
Но вот на "добить и выложить" срабатывает другая мысль - чаще всего понимаешь, что оно нафиг не надо. Это не самобичевание, это спокойное как раз понимание и перенесение собственной же реакции на окружающих. Всё-таки набора слов, даже хорошего набора слов, даже хорошего набора слов с парочкой умных мыслей - недостаточно для того, чтобы текст был кому-то нужен. Я сейчас не про "привлечь внимание" или "понравиться" - а именно про то, что текст что даёт читателю - от эмоционального всплеска до ответа на главный вопрос жизни, вселенной и вообще. Просто есть много хороших текстов - и на просторах дайрей их большинство - которые я бы назвала непожалейными. Не пожалеешь, если прочитаешь. И не пожалеешь, если не прочитаешь. 
И вот чтобы текст вышел за пределы непожалейного, в нём должно быть что-то существенное. Лучше всего - история, но можно идею, только существенную идею. А это есть далеко не везде - и в огрызках заброшенных текстов этого нет точно, так что категорически прошу не считать этот пост запросом на вдохновляющие пинки.
Но вот для самой себя иногда интересно перечитать эти куски и тихо порадоваться.
***
Графоманство заставило соскучиться по переводу. Вкладки со словарями зовут, и вообще хочется отдохнуть - не испытывать постоянную неуверенность и неопределённость из-за того, что выводишь текст неизвестно куда, и не получается выразить мысль, и какие-то чудесные кусочки приходится с жалостью оставлять за бортом. Перевод - это серия квестов, задач, и большинство из них имеет правильное решение.
При этом насколько выматывающими могут быть эти квесты и как заставляют биться головой о стену - это, разумеется, вспоминаешь уже в процессе.
Но вообще чем дальше, тем сильнее перевод ценен самим процессом, вознёй, а не результатом - поэтому мне надо дисциплинировать себя так, чтобы вообще никак не браться за онгоинговые проекты.
@темы:
Размышлизмы,
Фансабберские страдания
иногда перечитывала с удовольствием, но жгучий стыд тоже знаком
а незаконченные кусочки - это как эскизы у художника
у каждого художника таких куча, целые папки)
наверное, выкладывать не обязательно, но они нужны, чтобы набить руку. попробовать что-то новое и т.п.
так думаю
Слушай, ну сколько _вообще_ произведений выходят за рамки непожалейных? Не на дайри, не в фандоме, а вообще в мировой литературе? Или хотя бы - сколько произведений вышли за эти рамки именно для тебя? Большинство текстов доставляют удовольствие, где-то задевают эмоционально, где-то заставляют подумать, что-то дают читателю, но от того, что он прочитал или не прочитал этот текст, мир для него не переворачивается. Редко когда человек выносит из текста что-то такое, что не вынес бы из десятка других текстов. Редко про что можно сказать "япожалел бы, если бы не прочитал".
Это я не к тому, что "срочно беги-дописывай-выкладывай", просто, имхо, "непожалейный" текст - настолько высокая планка, что хрен-то там до нее допрыгнешь, и если из-за этого не писать, это похоже на "все равно нобелевку не получу, так чего трепыхаться". Хороший набор слов с парочной умных мыслей - это довольно много, и вообще, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется"
Крайне мало, да.
и если из-за этого не писать, это похоже на "все равно нобелевку не получу, так чего трепыхаться".
Ну если уж на то пошло, принцип-то хороший.
Но планка сама по себе даёт свободу не писать и не чувствовать за это сожалений.
и вообще, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется"
Ну вот это, кстати, да - тем более вчера был практический опыт, и положительный, и отрицательный на эту тему.
Хотя всё равно ведь колебания этого "отзовётся" довольно узкие, ну, как бы это сказать - в пределах реальности. Так что свобода не сочинять текст и похерить возможную от него пользу - остаётся.
Угу, бывают те же глюки.
Хотя чаще вспоминается контекст, который стоит за словами - иногда он вспоминается с трудом, когда я сама себя спрашиваю, чего ж сказать хотела-то?
Kagami-san После написания мне становится совсем не интересна та история, о которой идет речь, словно я из нее уже получила все, что могла.
Даже не знаю, посочувствовать тебе или позавидовать. У меня процесс переваривания истории ещё долго идёт. Я думаю, это и в личном общении заметно - что-то вспоминается и проговаривается из давно уже написанного.
~ Ами а незаконченные кусочки - это как эскизы у художника у каждого художника таких куча, целые папки)
Наверное, да. Так и должно быть, наверное, нормальный рабочий процесс - когда задумки рождаются, и даже частично воплощаются, но до конца доходит лишь малая часть. Но если б не было всей этой массы полуфабрикатов - не было бы и конечных результатов, или они были бы меньше и хуже.
Заметно, да )
Все же как у всех по-разному ) На самом деле, я и до написания боюсь всю историю даже для себя проговаривать, потому что как только получаю законченную картинку, для меня она перестает быть интересной ( Поэтому все, что пишу, я как паззлик собираю из минутных ощущений. Есть только общее понимание того о чем речь идет.
Мне кажется, что это не очень хорошо.
когда я сама себя спрашиваю, чего ж сказать хотела-то?
Ты, наверное, удивишься, но я обычно ничего сказать своими текстами не хочу. Я улавливаю где-то в ноосфере историю, которая у меня в душе находит какой-то резонанс, и просто ее рассказываю. Она как бы течет через меня наружу, а я всего лишь выход. Правда иногда поток очень широкий, и слова сами собой находятся, и события сами собой происходят, и мне нужно только успеть ничего не упустить. Тогда текст сам собой пишется, можно сказать, летит. Но это редко бывает. Чаще всего поток похож на прерывистый ручеек, который я периодически теряю. Потеряла - застряла. Нашла - снова слова сами собой полились. А сказать получается, когда именно резонанс. Чем он больше, тем больше могу сказать. Вот как-то так.
~ Ами а незаконченные кусочки - это как эскизы у художника
у каждого художника таких куча, целые папки)
наверное, выкладывать не обязательно, но они нужны, чтобы набить руку. попробовать что-то новое и т.п.
Передать не могу, как мне полегчало от вашей точки зрения) А то постоянно адские муки совести перед самой собой за то, что придумала что-то и даже писать начала, а до конца не довела. Про эскизы это очень меткое сравнение. Спасибо)
спасибо
адские муки совести тоже знакомы
Но что-то мне кажется, что "непожалейный" текст и тебе самому лично он не искрит и не удовлетворяет - это совсем разные вещи. Текст может быть и непожалейным, и даже откровенно фиговым, но тебе самому вполне искрить.
Не я как раз про то, что если непожалейный текст искрит - стоит писать. А если не искрит - нафиг-нефиг.
Вот если текст может получиться пожалейным, тогда лучше писать через не могу. Но вероятность єтого - сама понимаешь.