Великий нехочуха
Я смотрю, и с большим удовольствием, сериал Pan Am, недавно посмотрела фильм "Улыбка Моны Лизы", а еще сегодня у Лизки в гостях была подружка Аня, в сопровождении мамы и младшей сестры, из-за чего вчера в доме была произведена паническая уборка. Все єто послужило поводом для следующих размышлений.
***
Во-первых, который раз наблюдаю практически один и тот же сценарий в фильмах про талантливых учителей. Молодой учитель приходит в школу бороться с системой, у него єто более-менее получается, ученики его обожают, остальные учителя в большей или меньшей степени ненавидят, учебный процесс показывается в подробностях, раскрываются какие-то драматические истории среди учеников, а потом заканчивается учебный год - и учитель увольняется из школы. Почему-то бороться с системой на постоянной основе никого не тянет.
Единственное исключение, которое я помню - фильм с Мишель Пфайфер, к нему еще саундтреком была песня Gangster's Paradise - там она хотела уйти, но дети уговорили остаться.
А вот Джулия Робертс в Моне Лизе - фиг. Наделала шухеру, обратила в феминисток половину курса, своей популярностью заставила администрацию продлить контракт на следующий год, а сама сбежала в Европу. Нет бы и дальше воевать с начальством, сабботируя согласование учебных планов.
***
Во-вторых, про американских женщин. Не раз и не два встречала такое описание массового феминизма американок (да и европеек) - была война, все мужчины ушли на фронт, а девушек пригласили работать на заводах. Им это так понравилось, что когда вернулись с войны мужчины, назрела социальная драма - которая в конечном счёте разрешилась практическим равноправием полов.
Однако до того, получается, были самые тяжёлые для женщин два десятилетия - пятидесятые и шестидесятые. Я уже не раз и не два вижу что в художественных, что в документальных фильмах эту картинку несчастной домохозяйки, которая отрубила все чувства, к которой муж относится просто как к вещи, многофункциональному бытовому прибору. Женщина не работает на постоянной основе за деньги - но сказать, что она бездельничает, совершенно невозможно, потому что требования к быту просто невыносимые.
И я вот думаю - а почему именно в эти десятилетия образ домохозяйки получился таким мрачным? Почему не раньше? Ведь как раз в пятидесятые жизнь начала потихоньку облегчаться - появилась бытовая техника, и средства домашнего досуга. С другой стороны, кажется, никогда ещё столько не старались доводить всё до блеска, никогда ещё женщина не чувствовала себя настолько неестественной, зажатой в рамки приличия... Но так ли это?
Что интересно, почти во всех этих феминистических фильмах-книгах у молодой девушки, которая никак не может вписаться в эту роль идеальной жены и матери, есть образ властной матери - которая прежде всего и требует от дочери соответствовать предназначенной роли. И мать эта обязательно только разыгрывает благополучие и на самом деле такая же несчастная, как и дочь. То есть в своё время она всё это пережила - равнодушие и измены мужа, неуважение к своим желаниям, просто эту бесконечную огромную работу, которая никогда не заканчивается. Пережила, сумела построить из себя идеального домашнего робота, а теперь и дочь принуждает к тому же.
И такое впечатление, что эта дедовщина никогда не сбоит, что мать никогда не задумывается - ну фиг с ним, со мной было плохо, но пусть хотя бы ребёнок живёт и радуется.
***
По поводу невыносимого быта - кажется, ни одна нация так не увлекается сложным бытом, как французы. Есть французский журнал по вышивке, "De fil en aiguille", и там множество моделей - "практичные" вещи для дома. Фартучки там, подвески с карманами для всяких мелочей (например, из белого полотна для косметических инструментов - для кисточки для румян, прежде всего), про подстилки для корзинок для пикника я вообще молчу, это святое. И практически все модели - вышивка на полотне в одну нитку за одну. Начиная со скромного минимума в сто на сто крестиков, а заканчивая... до пятисот, кажется, доходило.
И вот одна из таких хозяйственных моделей была чехол на гладильную доску. Кажется не на саму гладильную доску, а на приставку для глажки рукавов. И вот на снимке этого чехла в качестве примера с удовольствием отглаженных вещей лежали трусики. Трусики! Обычные трикотажные дамские трусики-плавки.
Журнал просуществовал одиннадцать лет и закрылся, несмотря на явное спонсорство DMC. Есть на свете мировая справедливость.
***
Во-первых, который раз наблюдаю практически один и тот же сценарий в фильмах про талантливых учителей. Молодой учитель приходит в школу бороться с системой, у него єто более-менее получается, ученики его обожают, остальные учителя в большей или меньшей степени ненавидят, учебный процесс показывается в подробностях, раскрываются какие-то драматические истории среди учеников, а потом заканчивается учебный год - и учитель увольняется из школы. Почему-то бороться с системой на постоянной основе никого не тянет.
Единственное исключение, которое я помню - фильм с Мишель Пфайфер, к нему еще саундтреком была песня Gangster's Paradise - там она хотела уйти, но дети уговорили остаться.
А вот Джулия Робертс в Моне Лизе - фиг. Наделала шухеру, обратила в феминисток половину курса, своей популярностью заставила администрацию продлить контракт на следующий год, а сама сбежала в Европу. Нет бы и дальше воевать с начальством, сабботируя согласование учебных планов.

***
Во-вторых, про американских женщин. Не раз и не два встречала такое описание массового феминизма американок (да и европеек) - была война, все мужчины ушли на фронт, а девушек пригласили работать на заводах. Им это так понравилось, что когда вернулись с войны мужчины, назрела социальная драма - которая в конечном счёте разрешилась практическим равноправием полов.
Однако до того, получается, были самые тяжёлые для женщин два десятилетия - пятидесятые и шестидесятые. Я уже не раз и не два вижу что в художественных, что в документальных фильмах эту картинку несчастной домохозяйки, которая отрубила все чувства, к которой муж относится просто как к вещи, многофункциональному бытовому прибору. Женщина не работает на постоянной основе за деньги - но сказать, что она бездельничает, совершенно невозможно, потому что требования к быту просто невыносимые.
И я вот думаю - а почему именно в эти десятилетия образ домохозяйки получился таким мрачным? Почему не раньше? Ведь как раз в пятидесятые жизнь начала потихоньку облегчаться - появилась бытовая техника, и средства домашнего досуга. С другой стороны, кажется, никогда ещё столько не старались доводить всё до блеска, никогда ещё женщина не чувствовала себя настолько неестественной, зажатой в рамки приличия... Но так ли это?
Что интересно, почти во всех этих феминистических фильмах-книгах у молодой девушки, которая никак не может вписаться в эту роль идеальной жены и матери, есть образ властной матери - которая прежде всего и требует от дочери соответствовать предназначенной роли. И мать эта обязательно только разыгрывает благополучие и на самом деле такая же несчастная, как и дочь. То есть в своё время она всё это пережила - равнодушие и измены мужа, неуважение к своим желаниям, просто эту бесконечную огромную работу, которая никогда не заканчивается. Пережила, сумела построить из себя идеального домашнего робота, а теперь и дочь принуждает к тому же.
И такое впечатление, что эта дедовщина никогда не сбоит, что мать никогда не задумывается - ну фиг с ним, со мной было плохо, но пусть хотя бы ребёнок живёт и радуется.
***
По поводу невыносимого быта - кажется, ни одна нация так не увлекается сложным бытом, как французы. Есть французский журнал по вышивке, "De fil en aiguille", и там множество моделей - "практичные" вещи для дома. Фартучки там, подвески с карманами для всяких мелочей (например, из белого полотна для косметических инструментов - для кисточки для румян, прежде всего), про подстилки для корзинок для пикника я вообще молчу, это святое. И практически все модели - вышивка на полотне в одну нитку за одну. Начиная со скромного минимума в сто на сто крестиков, а заканчивая... до пятисот, кажется, доходило.
И вот одна из таких хозяйственных моделей была чехол на гладильную доску. Кажется не на саму гладильную доску, а на приставку для глажки рукавов. И вот на снимке этого чехла в качестве примера с удовольствием отглаженных вещей лежали трусики. Трусики! Обычные трикотажные дамские трусики-плавки.
Журнал просуществовал одиннадцать лет и закрылся, несмотря на явное спонсорство DMC. Есть на свете мировая справедливость.
Вопрос: А что вы гладите?
1. Глажу трусики | 6 | (4.44%) | |
2. Глажу постельное бельё | 20 | (14.81%) | |
3. Глажу джинсы | 20 | (14.81%) | |
4. Глажу кое-какую одежду, без фанатизма | 61 | (45.19%) | |
5. Пользуюсь утюгом для рукоделий: шитья, вышивки, etc | 7 | (5.19%) | |
6. Ничего не глажу | 11 | (8.15%) | |
7. У меня вообще нет утюга | 4 | (2.96%) | |
8. Восьмой вариант ответа | 6 | (4.44%) | |
Всего: | 135 Всего проголосовало: 84 |
Знакомый способ.
Иногда еще школьную юбку козе. Муж еще гладит свои рубашки и брюки. Он как-то раз сам люпнул, не подумавши, что женщины сейчас гладить разучились, ну и я всячески поддерживаю эту идею
Так ведь именно потому, что уже понюхали свободы, нет? Пока другой жизни не знали, оно вроде как и нормально было, а когда выяснилось, что жизнь может быть ярче и богаче, домохозяйке стало тяжелее чисто психологически.
есть образ властной матери - которая прежде всего и требует от дочери соответствовать предназначенной роли.
Ну, в шестидесятые годы это как раз понятнее всего - мама ждала папу с войны, работала на заводе за копейки или служила в армии, теряла близких, экономила, недоедала, фактически откладывала жизнь на потом, и всё ради чего? Ради светлого будущего детей. А дочка неблагодарная сопротивляется.
это называется - сценарист ушел от шаблона
Как стала жить одна, гладить почти перестала - только иногда отдельные вещи, которые иначе правда будут мятыми, но таких немного.
Я тоже иногда.
Он как-то раз сам люпнул, не подумавши, что женщины сейчас гладить разучились, ну и я всячески поддерживаю эту идею
Не, у нас тут без вариантов - муж в крайнем случае разберётся, каким концом утюг в розетку втыкать. Потому как почти образованный электротехник, и вообще разбирается, как техника работает, в том числе бытовая. А вот как ею пользоваться - это уже другой вопрос.
kar-AU-kla, Так ведь именно потому, что уже понюхали свободы, нет? Пока другой жизни не знали, оно вроде как и нормально было, а когда выяснилось, что жизнь может быть ярче и богаче, домохозяйке стало тяжелее чисто психологически.
Думаю, да, поэтому. Хотя, кажется, давление на психику тоже усилилось. А ещё наркомания, зависимость от антидепрессантов.
Есть британский документальный фильм American Dream, посвящённый собственно феномену американской мечты, но фильм получился коротким историческим очерком про Америку 20-го века - начиная с предвоенных лет и заканчивая где-то 80-ми. И вот героинями пятидесятых были домохозяйки, и назывались шокирующие объёмы употребления валиума - в какой-то момент он стал самым часто назначаемым лекарством. Естественно, пустили трек Роллинг Стоунз Mother's Little Helper, и героиня фильма сказала - когда я слышала эту песню по радио, я точно знала, что она обо мне. Эта женщина в какой-то момент пыталась отказаться от таблеток, но муж сказал ей, что когда она принимала успокоительное, она нравилась ему больше. Спокойный робот куда удобнее и приятнее.
Ну, в шестидесятые годы это как раз понятнее всего - мама ждала папу с войны, работала на заводе за копейки или служила в армии, теряла близких, экономила, недоедала, фактически откладывала жизнь на потом, и всё ради чего? Ради светлого будущего детей. А дочка неблагодарная сопротивляется.
Не знаю, я как-то не вижу такой модели в американских фильмах-сериалах. Вот в нашей жизни так и было, только куда трагичнее. А вот классический образ американской властной матери скорее напротив - в её жизни всегда всё было благополучно, идеально. И она пытается дочери передать то, что пережила сама - причём, мне кажется, сама она в своё время была юной девушкой, которую наставляла властная мать, и эта мать выдавала дочку замуж, вмешивалась в её хозяйство, раздавала указания насчёт детей. Теперь эта девушка сама превратилась в мать взрослого ребёнка и хочет получить своё - быть если не откровенным, то хотя бы тайным правителем, распоряжаться жизнью дочери.
Не-я, это называется - сценарист ушел от шаблона
Да уж!
и еще отцовы рубашки "для работы".
Вот ненавижу гладить рубашки. Муж и сын часто ходят в мятых поэтому, редко - в глаженых. Рубашки. слава богу, если не дижнсовые, то тоже какие-нибудь неформальные, да и сушатся вещи так, что выглядят почти прилично. Но всё равно.
Ужас-ужас. У нас в детстве надо было гладить многое - постельное бельё в том числе, но вот трусы гладились только при проблемах с глистами, из санитарных соображений. Но ненавистнее всего была всё-таки школьная форма. Эта шерсть через тряпочку, эти складки! Да и летняя (пионерская то есть) форма, с рубашечкой и френчевыми карманами.
Потребность в глажке очень сильно упала при появлении стиральных машин-автоматов - равномерно отжатое бельё и сохнет гораздо ровнее, чем выкрученное руками. В результате вместо мятой простыни практически ровная, которую гладить просто не нужно. А уж после автоматической сушилки вещи вообще на загляденье - их бы только вовремя и правильно сложить.