Великий нехочуха
Эта часть совсем коротенькая, потому что я персонажку я знаю плохо.
Тем не менее, среди детективных старушек она довольно важный пример, поэтому и обойти нельзя.
читать дальшеМисс Сильвер - персонаж Патриции Вентворт. В любом материале про мисс Сильвер вы найдёте фразу вроде: "создана под очевидным влиянием мисс Марпл". В наше время, подозреваю, не обошлось бы без судебных исков за плагиат, как это было с Таней Гроттер, но тогда, наверное, времена были более наивными, и поэтому Патриция Вентворт не только создала очевидно похожую персонажку, но даже не стеснялась подчёркивать это сходство. В её книгах мисс Марпл является подругой мисс Сильвер, они переписываются.
В чём же сходство? Мисс Сильвер тоже старая дева, она занимается расследования. Очень любит вязать. Метод расследования наш излюбленный - приехать под невинным предлогом в гости, ходить по дому и со всеми разговаривать. Мисс Сильвер тоже прекрасно воспитанная, очень вежливая, тихая, обманчиво безобидная женщина.
Тем не менее, есть несколько отличий - причём эти отличия, на мой взгляд, довольно важные для архетипа детективной старушки - их можно считать дальнейшим развитием, усовершенствованием образа. Во-первых, мисс Сильвер - частный детектив. Раз и навсегда придумана железная отмазка, с чего это старая дева всё время вляпывается в преступления. И одновременно решён вопрос, на какие деньги она живёт. К слову материальный аспект, насколько я помню полторы прочитанные книги, в этой серии не обходится деликатным молчанием, а вполне естественно упоминается - мисс Сильвер хватает на что-то и не хватает на что-то другое, деньги за раскрытие дела ей очень даже нужны, причём гонорары у неё вполне божеские. А до того, как работать детективом, она была школьной учительницей (возможное объяснение, кстати, почему старая дева). И вот это - что мисс Сильвер по сути самостоятельная, деловая женщина, сама зарабатывающая себе на жизнь, всеми её поклонниками признаётся как качество не только достойное уважения, но и превосходство по сравнению с мисс Марпл. Во-вторых, насколько я могу судить из обзорных статей, мисс Сильвер работает в сотрудничестве с полицией, а не утирает ей нос - у мисс Марпл в этом отношении нет единства, она то сталкивается с тупыми высокомерными полицейскими, которые пренебрежительно от неё отмахиваются при первой встрече, но начинают (иногда) уважать в дальнейшем. У мисс Сильвер же есть парочка излюбленных инспекторов, которые часто подкидывают ей дела, а она служит их агентом под прикрытием в тех самых богатых домах, где расследует. К слову, расследует мисс Сильвер вроде бы не убийства (во всяком случае, изначально), а кражи и подделки предметов искусства. Ну и в-третьих, в книгах про мисс Сильвер почти всегда есть какая-то молодая пара, которая соединяется с вящей помощью нашего детектива. Про в-четвёртых я боюсь с уверенностью говорить, потому что это смутные воспоминания по прочитанной в молодости книжке, но у мисс Сильвер вроде бы хватает простых и внучатых племянников и племянниц, которые по мере сил служат ей то ли побудительной причиной для действия, то ли "знакомыми знакомых", то есть позволяют проникнуть туда, куда ей надо, либо как самый минимум она им вяжет.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Вязание, кстати, отдельная статья - момент, очень чётко запомнившийся из той давней книжки. Оно просто очень верно описано, не какое-то мимолётное упоминание в качестве обязательного атрибута старой девы, но чувствуется, что авторша сама вязала и прекрасно понимала, о чём писала.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Кроме той когда-то давно встреченной книжки - понятия не имею, кстати, как она называется - я прочитала ещё и первую из серии, "Серая маска". Мисс Сильвер там вообще фоновый персонаж, а сама книжка феноменально унылая, чем-то напоминает Фантомаса - ну, чем-то, понятно-то чем - нелепой напыщенной тайной преступной организацией с главарём в серой маске. 1928 год написания, что поделаешь. В общем, эта книга надолго отбила охоту продолжать знакомство с серией, хотя я собираюсь всё-таки продолжить, а вот если кто по мотивам этого поста захочет почитать - приступайте, наверное, сразу со второй книги. Она написана девять лет спустя, в 1937, и мисс Сильвер там уже главный персонаж.
А что касается значения персонажа - если мисс Марпл безусловно первая детективная старушка, то мисс Сильвер - безусловно вторая. Именно она из единичного примера сделала архетип, который потом будет повторяться пусть и не часто, но и не однажды.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
читать дальшеМисс Сильвер - персонаж Патриции Вентворт. В любом материале про мисс Сильвер вы найдёте фразу вроде: "создана под очевидным влиянием мисс Марпл". В наше время, подозреваю, не обошлось бы без судебных исков за плагиат, как это было с Таней Гроттер, но тогда, наверное, времена были более наивными, и поэтому Патриция Вентворт не только создала очевидно похожую персонажку, но даже не стеснялась подчёркивать это сходство. В её книгах мисс Марпл является подругой мисс Сильвер, они переписываются.
В чём же сходство? Мисс Сильвер тоже старая дева, она занимается расследования. Очень любит вязать. Метод расследования наш излюбленный - приехать под невинным предлогом в гости, ходить по дому и со всеми разговаривать. Мисс Сильвер тоже прекрасно воспитанная, очень вежливая, тихая, обманчиво безобидная женщина.
Тем не менее, есть несколько отличий - причём эти отличия, на мой взгляд, довольно важные для архетипа детективной старушки - их можно считать дальнейшим развитием, усовершенствованием образа. Во-первых, мисс Сильвер - частный детектив. Раз и навсегда придумана железная отмазка, с чего это старая дева всё время вляпывается в преступления. И одновременно решён вопрос, на какие деньги она живёт. К слову материальный аспект, насколько я помню полторы прочитанные книги, в этой серии не обходится деликатным молчанием, а вполне естественно упоминается - мисс Сильвер хватает на что-то и не хватает на что-то другое, деньги за раскрытие дела ей очень даже нужны, причём гонорары у неё вполне божеские. А до того, как работать детективом, она была школьной учительницей (возможное объяснение, кстати, почему старая дева). И вот это - что мисс Сильвер по сути самостоятельная, деловая женщина, сама зарабатывающая себе на жизнь, всеми её поклонниками признаётся как качество не только достойное уважения, но и превосходство по сравнению с мисс Марпл. Во-вторых, насколько я могу судить из обзорных статей, мисс Сильвер работает в сотрудничестве с полицией, а не утирает ей нос - у мисс Марпл в этом отношении нет единства, она то сталкивается с тупыми высокомерными полицейскими, которые пренебрежительно от неё отмахиваются при первой встрече, но начинают (иногда) уважать в дальнейшем. У мисс Сильвер же есть парочка излюбленных инспекторов, которые часто подкидывают ей дела, а она служит их агентом под прикрытием в тех самых богатых домах, где расследует. К слову, расследует мисс Сильвер вроде бы не убийства (во всяком случае, изначально), а кражи и подделки предметов искусства. Ну и в-третьих, в книгах про мисс Сильвер почти всегда есть какая-то молодая пара, которая соединяется с вящей помощью нашего детектива. Про в-четвёртых я боюсь с уверенностью говорить, потому что это смутные воспоминания по прочитанной в молодости книжке, но у мисс Сильвер вроде бы хватает простых и внучатых племянников и племянниц, которые по мере сил служат ей то ли побудительной причиной для действия, то ли "знакомыми знакомых", то есть позволяют проникнуть туда, куда ей надо, либо как самый минимум она им вяжет.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Вязание, кстати, отдельная статья - момент, очень чётко запомнившийся из той давней книжки. Оно просто очень верно описано, не какое-то мимолётное упоминание в качестве обязательного атрибута старой девы, но чувствуется, что авторша сама вязала и прекрасно понимала, о чём писала.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Кроме той когда-то давно встреченной книжки - понятия не имею, кстати, как она называется - я прочитала ещё и первую из серии, "Серая маска". Мисс Сильвер там вообще фоновый персонаж, а сама книжка феноменально унылая, чем-то напоминает Фантомаса - ну, чем-то, понятно-то чем - нелепой напыщенной тайной преступной организацией с главарём в серой маске. 1928 год написания, что поделаешь. В общем, эта книга надолго отбила охоту продолжать знакомство с серией, хотя я собираюсь всё-таки продолжить, а вот если кто по мотивам этого поста захочет почитать - приступайте, наверное, сразу со второй книги. Она написана девять лет спустя, в 1937, и мисс Сильвер там уже главный персонаж.
А что касается значения персонажа - если мисс Марпл безусловно первая детективная старушка, то мисс Сильвер - безусловно вторая. Именно она из единичного примера сделала архетип, который потом будет повторяться пусть и не часто, но и не однажды.
@темы: Размышлизмы, ТВ-тропы, Детективные старушки, Статьи
У нас тяжело было со всей коммерческой литературой. Вот фантастика как-то умудрилась если не расцвести, то по крайней мере хорошо так сформироваться - но при этом достать книжки было традиционно очень сложно. Любовном романов в чистом виде я вообще в советской литературе не помню, самый близкий суррогат - какие-то мелодрамы, которые запросто могли очень плохо закончиться. К слову, знаменитый "Цыган" в книжке ведь почти определённо плохо кончается, это в экранизации он в последний момент ожил и глаза открыл.
И детективы-то советские и постсоветские (в том числе украинские) есть, но их надо очень долго перебирать в поисках чего-то стоящего. И да, разумеется, только милиция.
Я из детективов советских помню только пару книг из серии "Записки чекиста" и братьев Вайнеров, вот они стояли особняком и казались монументальными. А так осталось впечатление монолитности советской литературы в принципе, за исключением детской - там и жанров было побольше, и любовный роман почти в его первозданном виде попадался, хотя это скорее уже подростковая литература - как сейчас помню сборник из трех небольших повестей о подростках, там именно что о первой любви без какой-либо нагрузки пионерией или прочими высокими материями.
Вот фантастика как-то умудрилась если не расцвести, то по крайней мере хорошо так сформироваться
Люфт больший - ну нету в космосе марксизма-ленинизма, не завезли пока, бывает, и можно описывать любой строй, меньше цензуры. И аудитория готова, не все же о промышленных успехах читать.
Исторические романы как жанр были отдельные, вот. Это я помню
тротиловый эквивалент советской бабушки на скамейки раза в три-четыре больше, чем у английской старой леди.
А! Точно
Так ведь почти вся советская фантастика его упорно завозила! По крайней мере то, что я помню. И всяческое светлое будущее на все лады придумывала. Как раз очень сильно идеологизированная была, только при этом какие-то приключения ещё пролезали.
Исторические романы как жанр были отдельные, вот.
Кстати, да, хотя я больше помню переводные, чем отечественные. С отечественными мне почему-то очень плохо везло встретиться - я вот даже недавно разыскала Игнач-крест, который мне дико хотелось прочитать после публикации пары отрывков в "Науке и жизни". Разыскала, правда, в каких-то неудобных форматах, что читалка не брала. Надо сейчас ещё раз попробовать.
Такая бабушка проводила бы расследование в жэке с большим опережением советских органов))
Это однозначно! Блин, будет время и вдохновение - давай про неё что-нибудь придумаем.
только при этом какие-то приключения ещё пролезали.
Ну вот на этом и выезжали, получается. У меня выборка советской фантастики небольшая, немного Ефремова, Бердник и еще кто-то забытый, там местами нечитаемо, но приключения есть. А светлое будущее без цитаты из классиков марксизма я уже и за светлое будущее не считаю, а просто за другие варианты: ) А, и еще Димарова книжка о третьей планете и "Гонцы Нептуна" - типа легкое фэнтези с разведчиками и дельфинами. Там вроде и идеология, а вроде и сильно от нее отходит.
Игнач-крест
Посмотрела саммари, должно быть интересно. А я помню больше отечественные, Малика, Опильского, Загребельного, толстенную биографию Дениса Давыдова, Чайковского о Сагайдачном еще. Тогда казались очень увлекательными, сейчас больше солидными, но все равно интересно.
Блин, будет время и вдохновение - давай про неё что-нибудь придумаем.
Только надо эпоху подобрать. Пятидесятые, такие плакатные, как в фильмах Рязанова? Чтобы бабулька несла свет в массы, милицию и дом культуры без спросу и выходила права? Или реализм восьмидесятых?))