***
В голове медленно вертится мысля про стартрековых женщин, но вряд ли хватит дыхания на всё, поэтому тезисно: ну так, небольшая простынка.разумеется, главная женщина Стартрека - Ухура, потому что она там всегда, от начала и до конца, и хоть иногда действует, а не только фоном работает. То есть это самая "тяжёлая" по весу женская персонажка всего сериала - при этом её вес примерно равен весу Скотти и, разумеется, даже близко не равен весу кого-нибудь из трёх главных героев. Кроме Ухуры, в качестве постоянных мы имеем медсестру Кристин Чапел - моя любимица, обожаю её и как личность, и как профессионала, и она была бы чудесным персонажем второго плана, если б её только было побольше; ну и ещё одной постоянной персонажкой была некоторое время yeoman (адъютантка, по идее, хотя она по сути выполняла обязанности секретарши и официантки) Дженис Ренд - она мелькнула в первых сериях и куда-то сразу же необъяснимо исчезла. Смотрю, потом появится в полнометражках. Ухуру я тоже, конечно, люблю - чтобы её не любить, надо быть разве что расистом 60-х и вообще женоненавистником, она же чудесная.
Дык вот, на минимум 6-рых постоянных мужских персонажей (Кирк, Спок, Маккой, Чехов, Сулу, Скотти) мы имеем всего 2,5, а по-честному 2-х или меньше женщин - йоман Дженис исчезла задолго до появления медсестры Чапел, да и обе они далеко не каждый раз поддерживали Ухуру в её одиночестве.
Все остальных баб легко занести в категорию "одноразовые блондинки и брюнетки", по большей части случаев они думают и действуют только пиздой - пардон, участвуют в сюжете своим женским началом. При этом женщина для компании есть практически всегда (и практически всегда одна) - она либо участница партии Энтерпрайз (и чаще всего какая-нибудь сумасшедшая учёная-гуманитарий), либо вторая по значению после лидера врагов. Если одноразовая красотка наша - её будет соблазнять главный враг. Если одноразовая красотка чужая - её будет соблазнять Кирк. Причём и тот, и другой соблазняет не ради соблазнения, а ради того, чтобы захватить корабль/власть, или освободиться, или добиться ещё каких-нибудь политических и военных целей. Но женщина, как полная дура, естественно, на эту разводку ведётся.
Самый ужасный случай, когда меня просто трясло от гнева, был с Ханом. То, как он подчинял себе эту антроположицу - это просто как из учебника про секшуал харрасмент. "Мне не нравится ваша причёска, носите распущенные волосы" - о, она послушалась, хорошо, действуем дальше. То есть там яснее и прозрачнее нельзя было показать, что с его стороны и следа романтических чувств нет, только холодный расчёт, и приручение опытного дрессировщика. А она - умная образованная женщина 20+ хрен знает какого века - на эту разводку попалась как дура. Ну потому что баба, она же может думать только одним местом! И потом, когда Хан захватил корабль, она на секунду пришла в себя и выпустила Кирка, но после этого она с Ханом улетела! "Я его люблю", видите ли! Меня эта серия просто взорвала, я от возмущения прочитала детям целую лекцию о том, что здесь на самом деле показывали и почему это так унизительно - наш папа попытался сунуться и пошутить, что это, дескать, в маме говорит оскорблённый феминизм - получил в лоб, что да, именно он и говорит, и говорит совершенно правильно.
Через пару серий ровно тот же сценарий начали разыгрывать с Аполлоном и лейтенантшей-блондинкой. Я не смогла эту серию досмотреть. Причём в начале то ли этой серии, то ли аналогичной был чудесный показательный эпизод - Скотти был влюблён в такую одноразовую красотку, и Кирк со Споком рассуждают - типа совет да любовь, но с другой стороны, Кирк же теряет лейтенанта! Ну вы понимаете, если девушка-лейтенант выходит замуж - конечно же она уйдёт со службы, как же иначе!
А любимый сценарий "соблазни местную красотку и добейся этим политических целей" продолжали разыгрывать и дальше, разумеется. Наиболее мягкий случай был, когда Кирка, Ухуру и кого-то ещё вытянули обманом на какую-то "планету" (кавычки здесь ради той убогости, с которой эти планеты рисуются в космооперах), где начали тренировать как гладиаторов, ну и плюс каждому из землян подсунули пару для размножения - Ухуру вообще начали насиловать, но она как-то отбилась, а Кирку досталась пергидрольная блондинка в серебристом комбинезончике, и Кирк по-настоящему за ней ухаживал, попутно воспитывая и просвещая. И вот за это - что он действительно обращался с ней как с личностью и уважал её, можно многое простить. Но это, впрочем, совсем не значит, что Кирк вёл себя так всегда. Манеры-то, разумеется, всегда были джентльменскими... хотя схватить женщину и поцеловать, не спрашивая согласия - это ведь всегда пожалуйста. Но дело даже не в насильных поцелуях - хрен с ними, это действительно не самое страшное, что может случиться в жизни, да и не всегда это плохо. Дело именно в чётком сто раз повторённом сценарии, что лучший политический рычаг - соблазнённая женщина.
Исключения из этого правила - и заодно самых ярких женских персонажек - можно пересчитать по пальцам. Милена в серии про параллельный мир с параллельным Энтерпрайзом - там эта девушка уже была любовницей капитана, поэтому соблазнять не пришлось, сразу стали интриговать дальше, и девушка была огонь. Слепая телепатка - слишком величественная и прекрасная, чтобы её примитивно соблазнять, тут налицо была другая традиционная форма исключения женщины из круга равных - а именно преклонение.

Но почти всё остальное - это красотка (обязательно), полуголая (почти обязательно), которая либо просто молча стоит и торгует мордой рядом со злодеем (как жена этого "древнегреческого" телекинетика), либо действует более активно - но обязательно либо её соблазняют, либо она сама влюбляется как кошка в кого-то из наших.
Вообще, такое чувство, что Стартрек начинали с благими, в общем-то, намерениями показать мир будущего, в котором достигли гендерного равенства, женщины участвуют в жизни наравне с мужчинами, профессионалы ничуть не хуже, занимают ответственные должности и так далее. Но поскольку реальная жизнь была от этой благостной картинки ох как далеко, то сериал тут же начал гулять по всем возможным гендерным граблям, начиная с отсутствия количественного гендерного баланса - его никогда нет даже близко, даже в массовке - и заканчивая тем, что мужчины постоянно действуют друг с другом как личности, убеждая или даже воюя, но общение с женщиной так или иначе идёт через чувства, через соблазнение. Про тест Бехдель проще вовсе не заикаться - я вообще сейчас не могу припомнить, чтобы женщины взаимодействовали друг с другом, кроме секундного объятия Ухуры с какой-то гостьей Энтерпрайз, которая должна была вот-вот встретиться с давно потерянным мужем.
При всём этом - что женщин мало, и они чаще всего собрание худших гендерных стереотипов - не скажешь, что в Стартреке нет хороших персонажек. В основном это, конечно, Ухура и Кристин Чапел, но иногда и одноразовые героини хороши. При этом и Ухура, и Кристин получились удивительно сбалансированными - они и профессионалки, и люди с хорошим характером, и привлекательные женщины. У Ухуры вовсе нет личной линии, тот же поцелуй с Кирком, про который столько разговоров было - он же не имел по собой никакой романтической основы. А вот Кристин явно очень трогательно влюблена в Спока, это было заметно не единожды - немного жаль, что она так пассивна при этом, но её чувства невозможно не уважать. И в этой древнегреческой серии, которая знаменита за поцелуй Ухуры с Кирком, для меня главным был как раз трогательный диалог между Кристин и Споком, когда она практически призналась ему, а он просил прощения, что они оказались в такой ситуации, и он не смог её защитить.
Есть в Стартреке прекрасные женщины, но, блин, чтобы их увидеть - надо сознательно терпеливо их искать.
@темы: Вопли о помощи, Размышлизмы, Гендерные заморочки, Обзорное, TV series, Ворчание
там в скобках рядом с названием сериала указаны года, когда он шел (или год и многоточие, если еще идет) - вот на года надо нажать, это ссыль на страницу с количеством серий.
Мне в Кинопоиске не по душе, что нельзя посмотреть, в какой именно серии был актер.
А стартрек, ну, ожидаемо же, когда он снимался-то! В последующих частях там все лучше
Ух, спасибо! То что надо.
лер.
В Яндексе я работаю, неколлежским асессором.
А стартрек, ну, ожидаемо же, когда он снимался-то! В последующих частях там все лучше
Ой, я не знаю, хватит ли меня на последующие части. Я смотрю Стартрек только из-за того, что это у нас семейные просмотры. Лизка как-то из них отвалилась - ну, прямо скажем, ей по-английски тяжелее всего смотреть - а вот Тёма, наоборот, первый любитель.
Ребут точно попробуем посмотреть, авось веселее пойдёт - всё-таки и сценарные грабли многие должны быть убраны, и спецэффекты будут. А то, блин, эти вечные болдли гоу в ближайшие декорации с радужными камешками, оставшиеся от очередного трёхкопеечного вестерна, достают неимоверно.
эти вечные болдли гоу в ближайшие декорации с радужными камешками, оставшиеся от очередного трёхкопеечного вестерна
А в ребуте зато БЛИКИ.
Не знаю что это такое, но уже боюсь.
Я помню две серии, где это не так, и они обе мне нравятся. Одна про то, как какой-то мужик и врач-психолог получили сверхспособности, и Кирк, когда перетягивал психолога на свою сторону, давил на её профессиональные качества, из серии "как психолог, вы слишком хорошо знаете людские пороки, чтобы позволить человеку стать богом, и вы будете второй после него, а не равноправным партнёром". А вторая серия - когда они по типа-нацистской германии бегали, и местную блондинку-подпольщицу никто даже не думал соблазнять, все просто вместе работали.
Но чаще да, полный мрак, с Ханом и той историком - полный мрак. СтарТрэк необычайно продвинут в плане отношения к женским персонажам для своего времени, но для нашего времени он махрово сексистский.
Кстати, их не уважают. МакКой, который заявлен галантным южным джентельменом, их постоянно стебёт. То, значит, Кристин супчик Споку принесла, как она могла, что за нелепость, то ещё что-нибудь. Сам Спок при этом, насколько я помню, хотя и не испытывает ответных чувств, но ведёт себя намного более вежливо.
Про нацистскую Германию помню, хотя я её вполглаза смотрела - девочку ту тоже помню, одна из немногих выбивающихся из шаблона. А вот про психологиню совсем не помню, видимо, пропустила эту серию.
СтарТрэк необычайно продвинут в плане отношения к женским персонажам для своего времени, но для нашего времени он махрово сексистский.
Вот да. То есть его нельзя назвать злобно-сексистским - всё-таки явно видно, что люди честно хотели показать равноправие и, возможно, даже честно думали, что его и показывают. Но в реальности там до равноправия как до Луны.
Кстати, их не уважают. МакКой, который заявлен галантным южным джентельменом, их постоянно стебёт.
Ну, если честно, я не вижу тут чего вон. Стёб этот беззлобный и, в общем, такого рода подтрунивание любой влюблённый, независимо от пола, получает.
Мне, кстати, чем тот эпизод с супом запомнился - и он такой не один - что Кристин себя постоянно проявляет как хороший профессионал в профессии, где умение работать с людьми едва ли не важнее всего. Ухура, кстати, тоже этим отличается. Их начальники, которые для Кристин ещё и часто пациенты, то и дело истерят - особенно, конечно, когда Кирк и Спок боятся за жизнь друг друга - и женщины умеют терпеливо и спокойно поставить их на место и пробиться к разуму. С одной стороны это опять традиционная "женская" добродетель - быть понимающей и терпеливой - но это действительно добродетель, и женщины в Стартреке её естественно и ненавязчиво проявляют.
Это третья серия, "Куда не ступала нога человека". И там тоже, конечно, было не без трэша, когда психологиня очень внизапно влюбилась в местного мачо-дебила, который уговорил её пойти и вместе стать богами. Но это искупается тем, что когда до неё дошло, что богами они будут не "вместе", то она тут же помогла Кирку этого новоявленного "бога" пристукнуть
Стёб этот беззлобный и, в общем, такого рода подтрунивание любой влюблённый, независимо от пола, получает
Тут, видимо, личное восприятие уже идёт.
Их начальники, которые для Кристин ещё и часто пациенты, то и дело истерят
О да!
Кстати вот тут постепенно переводятся обзоры всех серий, там есть весьма интересные комментарии к сюжетам и разным проблематикам
А, эта серия! Не, там столько своего треша было, что гендерные проблемы уже куда-то на задний план отошли.
За ссыль спасибо, пойду изучать.
ну, TOS полон трешака, с этим не поспоришь
более поздние сериалы намного легче воспринимаются
В последующих сериалах всё в этом плане реально намного круче: тут вам и женщины-боевые офицеры, и действительно серьёзные специалисты, а в "Вояджере" вообще крутейшая женщина-капитан. Они, конечно, уже совсем в другое время снимались)
Зато Ухура! ))))
В ребуте, опасаясь, видимо, обвинений в сексизме и еще в чем, убрали баланс ее характера, ее мягкость - она сразу превратилась в плоский персонаж, ничем не выделяющихся из множества других.
А Ухура в ТОСе - она одна-единственная ) Николс, кстати, в воспоминаниях пишет, что ей было очень обидно, что так мало экранного и сценарного времени ей доставалось.
Посмотрите потом еще семьей полнометражки про эту же команду - там она очень хороша! ) И вообще, там уже видно изменение эпохи )
А любимый сценарий "соблазни местную красотку и добейся этим политических целей" продолжали разыгрывать и дальше, разумеется.
Я сам не смотрел, но на твоих словах мне это даже в некотором роде нравится. Потому что идет вразрез с куда более опостылевшим шаблоном "Мужик добивается своего умом, силой и скиллами, а оружие женщины - соблазн". Как бы показывает, что дядя тоже может не погнушаться насосать.
Не могу я с сай-фаем, дико не моё - причём, что ужасно-то, я во время всех этих просмотров Стартрека даже аргументы отточила, что именно мне не нравится в космооперах.
А можешь рассказать? Мне как фанату всего космолетающего, кроме СТ и ЗВ, оч-оч интересна противоположная позиция)
У нас благодаря семейным просмотрам примерно то же самое получается.
Реати, Мне всегда нравилась Т'принг - тем, что наоборот пыталась от мужика избавиться))))
А кто это и откуда? Если из Стартрека, то я не поняла, из какой серии. Я вообще их по именам (особенно инопланетным) практически не помню.
sige_vic, ТОС в плане отношения к женщинам интересен именно тем, что это яркий срез эпохи: в то время мужики даже в самых смелых фантазиях относительно будущего дошли только до того, что тетки будут всякими профессионалами, будут летать на космических кораблях - но и на этом все )
Да, очень верно сказано.
Зато Ухура! )))) В ребуте, опасаясь, видимо, обвинений в сексизме и еще в чем, убрали баланс ее характера, ее мягкость - она сразу превратилась в плоский персонаж, ничем не выделяющихся из множества других.
Что невероятно печалит.
Написала этот панегирик, и всё думаю, что все эти выводы по таким крохотным эпизодам собраны - эх.
Николс, кстати, в воспоминаниях пишет, что ей было очень обидно, что так мало экранного и сценарного времени ей доставалось.
И правильно обидно. А Majel Barrett (вообще не представляю, как её имя произносится
Да ты знаешь, оно бы, может, было симметрично, если бы мужик в этой ситуации оставался альфонсом-приживалой. Но они ведь ведут себя как хозяева-дрессировщики. Особенно опять-таки этот эпизод с Ханом - там вот даже соблазнения как такового и не было, было едва прикрытое комплиментами подавление чужой воли, подчинение себе этой женщины. То есть вот все феминистские крики, что секшуал харрассмент не имеет отношения к сексу, что это игры про власть и выражение ненависти - вот этот эпизод был просто идеальным примером на тему. И то, что Хан эту манипуляцию использовал - пол-беды. В конце концов, на войне все средства хороши. Но что эта женщина откровенное психологическое насилие приняла за ухаживание и насочиняла себе чувства - и его чувства к ней, и свои к нему - это просто ужас какой-то.
А можешь рассказать? Мне как фанату всего космолетающего, кроме СТ и ЗВ, оч-оч интересна противоположная позиция)
Сама напросилась.
1. Жуткая лень при продумывании чужих миров. Вернее, никакого продумывания по сути и не бывает - так, тяп-ляп каких-нибудь монстров сбацаем, а то и вовсе не будем заморачиваться, населим обычными людьми, только условно инопланетными, причём население целой планеты - это два-три дома в каких-нибудь кустах, и вообще на планету ровно одна раса с ровном одним языком, культурой - которая почему-то сочетает возможность выхода в космос с полной технической отсталостью и первобытным или средневековым строем как максимум.
Вот если посмотреть на Землю - куча разных народов, рас, языков, культурных традиций, пока мы дошли до нынешнего состояния, когда можно говорить о более-менее единой земной цивилизации, сколько всякой истории тут произошло. Опять же, население в несколько миллиардов - величина населения для технического прогресса очень важна, а выход в космос и контакт с другой цивилизацией требуют очень нехилого прогресса. И вот имея такую вот разнообразную планету в качестве родного дома - причём в любой космоопере состав земного корабля стараются политкорректно разнообразить по национальности и культурам - никого почему-то не удивляет, что все остальные планеты и цивилизации - это один, максимум два народа, живущие в двух деревеньках, причём все поголовно знают английский, но в остальном развитии едва отошли от пещерных людей. Либо откровенно косплеют даже не земную цивилизацию - а совершенно определённый исторический период. Типа нацистской Германии или гангстерской Америки. Если, блин, вам так лень продумывать чужие миры, нахрена вы вообще делаете это центральной темой своего сериала? Нахрена вообще этот космос нужен? Вестерн, детектив или психологическую драму можно разыграть и в земных условиях, если что и отличает сай-фай от не сай-фая - именно космический антураж, именно наличие других миров, но они же при этом настолько паршиво и на тяп-ляп сделаны, и в конечном счёте являются пародией на всё ту же Землю! Я не понимаю, блин.
2. Потрясающе безответственное, безалаберное отношение к технике безопасности. Несколько первых серий Стартрека все под копирку строились по сценарию "экипаж корабля сходил на планету, притащил оттуда на борт какую-то гадость, и весь остаток серии они пытались от неё избавиться". Потом тащить всякую пакость к себе они немножко перестали, всего лишь сами лезли в любое пекло не раздумывая, а потом не знали, как вернуться назад. В первых сериях они постоянно теряли по паре-тройке краснорубашечников каждую серию, их личное оружие постоянно неэффективное, любой дурак ухитряется его отнять, оружия выше личного практически нет - только для боя в открытом космосе, но каких-то бронемодулей на планете просто не бывает, про защитные костюмы я вообще молчу - все чужие планеты как на подбор с земными условиями, где землянам совершенно безопасно. И буквально в каждой серии в начале мы сидим и орём, что нормальные люди так не поступают, что тут надо беречься, что вообще командиру корабля, его помощнику и единственному на 400 человек врачу нельзя постоянно шастать на чужие планеты и рисковать своей шкурой.
Но Стартрек извиняет время, когда он снят - вообще, должна сказать, что эта тема бесконечных извинений и оправданий отдельно достаёт - но Вавилон 5 снят в девяностые. Когда человечество уже прекрасно осознало на собственном опыте, как полезно иметь системы безопасности, камеры видеонаблюдения, охрану, бронетранспортёры и прочее. И что же мы там видим в одной из первых серий? На космической станции - уникальный объект! последние технологии! форпост мира и дипломатического общения! - так вот, на этой космической станции нет специальных таможенных стоек, таможенный досмотр проводит один-единственный служащий станции в глубине тёмного склада, где отсутствует всякое видеонаблюдение, и в результате злоумышленник убивает этого таможенника и свободно проносит чемоданчик с заразой на эту такую прекрасную космическую станцию. Это - жутчайший ляп и сценарная лень. Я понимаю, что для того, чтобы потом всю серию было чем заняться, надо сначала устроить опасную ситуацию. Но когда опасная ситуация возникает в результате полного дебилизма и пренебрежения элементарными мерами безопасности, она вызывает только злость и нежелание смотреть этот ленивый дешёвый сериал.
3. Аналогии земных проблем, например, религиозные войны, или та же освободительная борьба против нацистов, или те же коммунисты против янки - ну ладно, эту серию сделали явно по госзаказу, чтобы откупиться от обвинений в прокоммунистическом настрое - но в любом случае самые интересные для меня серии получаются как раз те, когда люди решают эмоциональные и нравственные проблемы. И да, они самые интересные из всего этого треша, но я не могу не задумываться - нафига вообще эти проблемы из родного земного антуража вытягивать в космос и давать в иносказательной схематичной форме, которая их неизбежно упрощает и выхолащивает?
4. Не то чтобы неизбежный недостаток космооперы, но крайне частый, и во многом лично мне поперёк глотки - практически отсутствие сквозного сюжета, все серии практически строятся по схеме "прилетели куда-то в новое место, нахреначили, разломали всё к чёртовой матери, улетели в следующее место". Опять-таки, очередная отмазка конкретно для Стартрека, который этим больше всего и страдает - сериалы того времени вообще жёстко строились как вертикальные, чтобы любой эпизод можно было смотреть без связи с другими, там и у центральных персонажей никакой линии развития нет, максимум обломится что-то узнать из их бэкграунда. Но Доктор Кто этим в более позднее время страдал - даже после возрождения. Ненавижу вообще формат несвязанных друг с другом серий с совершенно разными и инкапсулированными историями. Одна серия - одно дело _вместе_ со сквозным сюжетом и постоянным повторным появлением многих персонажей - вот это то что надо. Но в сай-фае я такого пока что-то не встречала - может, просто терпения не хватало досмотреть, пока они наконец разродятся сквозной линией.
Ой, да, эта серия классная! Хотя там тоже треша хватает - эту серию, кстати, здорово обстебали в Футураме, у нас это семейный бонус время от времени, после Стартрека смотреть Футураму с пародией.
читать дальше
Слушай, спасибо тебе за ссыль! Открываются удивительные вещи. Оказывается, медсестра Чапел была тоже с самого начала, и именно она была той женщиной, которая обнялась с Ухурой перед спуском на планету и перед встречей с потерянным женихом. Ну ничего себе! Надо бы эту серию тогда пересмотреть.
Обзоры и правда классные - пошла уже читать английский оригинал - но по поводу медсестры Чапел мы с PlaidAdder точно расходимся во мнениях.
Кстати, слеша между Кирком и Споком я не вижу.
Botan-chan, не факт, как раз. как раз, возможно, подчёркивает и делает более выпуклым. то, что в привычном антураже воспринимается как привычное и бытовое, а потому "а где проблема?" в необычном антураже может позволить снять шоры и посмотреть с новой стороны не обязательно, конечно, очень зависит от мастерства автора, но
Ты знаешь, те примеры, которые мне приходят в голову - Стартрек, Вавилон 5 прежде всего - они как раз наоборот, сильно смягчают проблему. Смягчают настолько, чтобы усыпить бдительность и дать возможность порассуждать о проблеме довольно умозрительно. И от этого правильные моральные решения становятся очень лёгкими - и бесполезными. Ну вот мой любимый пример всё-таки из Вавилона 5, когда там инопланетный мальчик чем-то заболел, вавилонский доктор (в упор уже не помню их по именам) предложил прооперировать, а родители ни в какую не соглашались, потому что по их верованиям это погубит душу ребёнка. Доктор прооперировал без разрешения родителей - родители убили ребёнка, потому что жить без души нельзя. Проблема-то реальная - хватает религиозных фанатиков, которые отвергают медицинское обслуживание и готовы уморить ребёнка по принципу "бог дал, бог и взял". Но сделать по этому поводу фильм о реальных событиях и реальных заморенных детях - кишка тонка, это ведь судебных исков не оберёшься от разгневанных фанатиков, чьи религиозные взгляды будут оскорблены. Поэтому лучше так, иносказательно - про отказ от медицины через инопланетные верования, про расизм через уши Спока, про изнасилование через отпиленные крылья Малифисенты. И хоть убей, я не вижу, чтобы проблема тут подчёркивалась и делалась выпуклой, наоборот - она максимально сглаживается.
Такой приём - подать проблему в новом антураже - работает только тогда, когда рядом с этим есть суровый возврат к действительности. Нехорошо обзывать Спока полукровкой? Нехорошо. А негра или китайца попрекать их расой? Хотя для меня и негры с китайцами - условность немногим реальнее вулканца. Зато будучи русско-украинской полукровкой и живя вот сейчас в Украине, столько всего пекучего из-за сволочного национализма вылезает, что расовые проблемы Спока тем более надуманными кажутся.
и, кстати, тогда вообще можно спросить, а зачем фэнтези и фантастику писать и снимать, давайте только про реальность,
Ну да, я согласна - нафига всё это надо? Лучше про реальность. Опять-таки, проблема "фантастика vs про реальность" для меня исчерпывающе описывается басней из мультфильма "Босой учёный", когда зевака пристаёт к художнику:
- Что ты всё петухов рисуешь, уважаемый? Нарисовал бы что-то величественное, скажем, бога.
- А, это для меня слишком просто.
- Как так?
- Петуха каждый видел, и если я нарисую его без хвоста или без гребешка, каждый скажет, что это неправильно. А бога никто не видел, вот никто и не возразит.
Вот ей богу, фантастика в девяноста девяти процентах - это такое вот изображение бога, где как бы величественно и надо давать волю воображению, а в реальности просто можно похерить все законы физики, логики, психологии, не задумываться о деталях, не выверять матчасть.
4. Тоже не могу считать недостатком
Ну, я про этот пункт неясно выразилась, получается - тут лично мой сквик. То есть объективно это не недостаток, просто другая форма изложения, но мне она поперёк шерсти. И поэтому жанр, где такая форма по тем или иным причинам очень часто используется, тоже моей любовью не пользуется.
СтарТрэк и Вавилон 5 действительно упрощают проблемы. Не знаю, как в Вавилоне, а в СтарТрэке у меня даже в поздних сериалах создаётся впечатление, что это из-за того, что авторы сами проблему видят не очень хорошо, поэтому показывают криво. Но у меня это вопрос к авторам, а не к формату.
Вот ей богу, фантастика в девяноста девяти процентах - это такое вот изображение бога, где как бы величественно и надо давать волю воображению, а в реальности просто можно похерить все законы физики, логики, психологии, не задумываться о деталях, не выверять матчасть
окей, тут мы подошли к вопросы вкусовщины, а значит как бы и говорить дальше не о чем )))
получается - тут лично мой сквик
и тут тоже