Великий нехочуха
Утащила у Мургатройт флешмоб "Организация процесса вышивания".
15 вопросов с длинными ответами.
1. Перемотка ниток. «За» и «против». Перематываю всегда нитки мулине на бобинки или лучше потрачу это время на вышивку.
Да, перематываю. В начале своей вышивальной жизни я так и сяк обустраивала систему хранения ниток, а закончила в итоге тем, чем и некоторые другие любительницы экспериментов - стандартные бобинки в стандартных коробках.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Нитки от наборов перематываю тоже, иногда перед вышиванием, иногда и после - эм, ну "после" случается тогда, когда нитки говно вроде "Гаммы", и мне всё равно их некуда особо девать.
2. Держатель для схем: есть ли в нем смысл? Какая фирма лучше? Полезная вещь или блажь?
Ой, я даже смутно представляю, что это такое. Я вышиваю на рабочем столе, где комп, еда, куча бардака и вообще вся моя жизнь происходит. Куда здесь девать держатель для схем, непонятно.
Впрочем, в определённом смысле за держатель схем сойдёт экран компьютера - я в норме вышиваю именно с экрана, а не с бумажной схемы.
3. Контроль моих запасов ниток: как не покупать дубли. Моя система учета ниток мулине в наличии.
Ох, ну когда я только начинала собирать мулине, я нашла в сети и распечатала чек-листы - список номеров мулине с квадратами для галочек.
Вот по ним я терпеливо собирала все возможные цвета.
Сейчас чек-листы уже давно не нужны, у меня полный набор ДМС, Анкора. Есть коробка с остатками от наборов Дименшенс - подозреваю, что образцы более-менее всех ниток там уже собрались. Раньше ещё был полный набор мулине "Ариадна" (неплохое и дешёвое польское аниме), но потом я поняла, что я всё равно только тем и занимаюсь, что подбираю замену для ДМС, когда само ДМС уже давно мне доступно. Поэтому Ариадну и всё прочее безымянное мулине я подобрала по каталогу ДМС и намотала на соответствующие бобинки.
Остатки Мадейры, кстати, лежат отдельно. Ждут, когда я всё-таки вышью купленные и скачанные наборы "Золотого руна". Недолюбливаю Мадейру, слишком уж она тонкая для простой кондовой вышивки крестиком. Гамму не люблю по противоположной причине - нитки хренового качества. Но источник Гаммы - это наборы "Панны". Сейчас я как раз вышиваю такой - пряничный домик на пластиковой канве. По моей доброй традиции после вышивки останется у меня половина ниток, надо будет что-то решать с хранением - выбрасывать так много жаба задушит.
Ой, но это я отвлеклась. Система учёта у меня простая - для каждого возможного номера мулине у меня своя бобинка заведена, лежат они в коробках по порядку номеров, нитки с наборов наматываются на эти же бобинки. Если у меня вдруг заканчивается какой-то цвет, то я на всякий случай просматриваю все коробки в поисках других исхудавшихся цветов, и покупаю - или делаю заказ где-нибудь онлайн, или выписываю номера себе на телефон и иду в живой магазин.
Самый большой стресс - когда номер мулине есть, а соответствующей бобинки нет. Это значит, что я её когда-то давно вынула из коробки и куда-то затусовала. Если найти не получается - ну, что делать, покупаю мулине и завожу новую бобинку.
Проблема с организацией учёта и хранения мулине у меня уже давно решена. А вот бисер - это как раз актуально. Собирать весь бисер, да ещё от разных производителей, просто бессмысленно, хранить его удобно как раз вперемешку по производителям, но отсортированным по цветам. Запасы Прециозы у меня практически все без номеров. Милл Хилл и тот бисер, который и есть Милл Хилл на самом деле - японский Тохо - более-менее пронумерован. Хранится он у меня в коробочках на десять ячеек с отдельными крышечками, сами коробочки собраны в органайзеры с выдвижными ящичками, из строительного магазина. Сами номера бисера с указанием номера коробочки более-менее собраны в гугль-экселевскую таблицу. Но по большому счёту там бардак.
Недавно я прикупила себе коробочек уже столько, что всё-всё поместится, и собираюсь устроить большое переселение народов. Занятие это на недели - сужу по предыдущему опыту.
4. Любимые пяльца. Мое отношение к модным Нурге. Квадратные пяльца, выбор в пользу отечественных производителей или иностранных?
Ну, во-первых, вышиваю я только на пяльцах. Хотя вру немного - я могу вышивать ещё вообще без пялец, просто на руках, но за исключением пластиковой канвы делаю это без всякого удовольствия.
Мне надо вертеть вышивку туда-сюда - и закрепляю я на изнанке, и просто поворачиваю её себе в удобство, и захламлённый рабочий стол опять же.
Опять же в начале вышивальной жизни пялец я перепробовала и таких и этаких.
Деревянные - категорически отказалась. Какими бы понтовыми они ни были, деревянные пяльцы всегда неидеально подогнаны, между внешним и внутренним кольцом всегда остаются щели. Есть маньяки, которые деревянные пяльцы обматывают ленточками, но я просто предпочитаю пластик.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ещё одна крайне неприятная особенность деревянных, но не только, пялец - это торчащий винт. Если на пяльцах есть какой-то выступающий острый элемент, я обязательно буду цепляться за него ниткой.
Также выяснилось, что я не люблю пяльцы большого диаметра. Наиболее комфортный для меня размер - 15 см. Пяльцы меньшего размера тоже комфортны, просто не всегда нужны, а вот большего размера, во-первых, мне трудно держать, а во-вторых - ткань в них провисает. Долго объяснять физику процесса, но в пяльцах большего размера ткань всегда будет слабее натянута, чем в пяльцах меньшего, даже если материалы там и там одни и те же.
Очень долгое время я пользовалась (да и до сих пор пользуюсь) так называемыми пяльцами-рамками. Вот такими. Там внутри более-менее жёсткое кольцо из пластика, а снаружи кольцо резиновое (из очень твёрдой резины, впрочем). Металлическая петелька, за которую такую рамку надо вешать, элементарно выкручивается, и получаются практически идеальные пяльцы - без каких-то соединительных элементов, где ткань обязательно проваливается, без торчащих наружу винтов.
Минусов два - во-первых, они круглые (бывают и околоквадратные, но сделанные неправильно и потому не очень годные), во-вторых, в такие пяльцы трудно запяливать толстую канву, и с течение времени тонкое внутреннее кольцо обязательно ломается. Идея этих пялец ведь в том, чтобы запялить канву ровно один раз, вышить и повесить на стенку. При постоянном использовании они рано или поздно изнашиваются - и в последнее время скорее рано, наблюдаю стабильное ухудшение качества материалов.
Ещё у меня так или иначе в ходу самые обычные отечественные пластиковые пяльцы с винтом. Именно с таким винтом, без острых выступающих частей.
Но не так давно я на Алиэкспрессе нашла правильные прямоугольные пяльцы. Почти идеальные.
Вот эти прям мои самые любимые сейчас. Как видите, форма у них правильная - слегка выпуклая наружу, это позволяет натягивать ткань. Конечно, в углах натяжка сильнее, чем в середине сторон, но не так критично. Нет торчащего наружу винта - хотя здешний винт и требуется затягивать плоскогубцами.
Потом, они очень лёгкие.
Там написано, что они размером 18х18 см - но это внешний размер с учётом выступа под винт, реальный размер вышивки 15х15 см, а если вычесть скруглённые концы, то по хорошему туда полностью помещается квадратный дизайн всего лишь 12х12 см - но помещается он туда куда как более компактно, чем в круглые пяльцы.
В чём для меня проблема с круглыми пяльцами - они-то круглые, а вот дизайны для вышивки все в основном квадратные. Во-первых, я дикий жлоб и ужасно не люблю делать большие поля в канве. А учитывая, что я вышиваю в массе своей небольшие вещи, то проблема накладного расхода ткани тем более острая. Во-вторых, я в последнее время увлекаюсь добавлением бисера в вышивку - то есть вообще всюду, даже там, где это изначально не предусматривалось. И если большую вышивку без бисера легко вышить на маленьких пяльцах, переставляя их, то с бисером всё несколько сложнее. В принципе можно запялить и бисер так, чтобы его не раздавить, но неудобно и заправлять, и вышивать потом.
Поэтому я на старости лет столкнулась с тем, что мне нужны пяльцы, куда вышивка помещается целиком. Ну, хотя бы на девяносто процентов. Выход нашёлся в этих пластиковых китайских пяльцах - я сейчас постепенно собираю себе коллекцию разных размеров.
Про Нурге чуть не забыла. Не понимаю ажиотажа вокруг них. Или чего-то не умею. Там зверский по силе пружинный внутренний круг, надо очень постараться, что согнуть его так, чтобы открыть. А танцевать с ним и с тканью, пытаясь попасть во внешний - брр. Ткань запяливается намертно - но это тоже не очень хорошо, ибо поправить перекосившуюся ткань не так-то просто. Ручки от этого пружинного круга дико торчат - это едва ли не хуже винта в деревянных пяльцах.
В общем, мне больше по душе мои пяльцы-рамки или пластиковые прямоугольные.
5. Специфика организации вышивки по схемам из книг и журналов. Стоит ли увеличивать схему? Делаете ли вы копию или зачёркиваете прямо в книге/журнале. Подбор ниток: делаете ли замену ниток, если каких-то ниток не хватает? Например, меняете DMC на Гамму?
Менять ДМС на Гамму? Серьёзно?![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ну ладно. Прежде всего, должна сказать, что я вышиваю в основном из журналов. На одну вышивку из набора приходится штук пять журнальных. Журналы при этом пиратские из сети, то есть вышиваю я в основном с экрана. И даже если совесть меня замучит и я таки оформлю подписку на любимый Cross Stitch Crazy, я подпишусь на электронную версию.
Так что проблема увеличения схемы решается сами понимаете как.
С книгами всё то же самое - скачанные из сети. Причём если бумажные журналы я хоть иногда, но покупаю, то с книгами у меня некоторая травма ещё с детства-юности - почему-то все встреченные мне по жизни книги по рукоделию содержали по большей части пустые рассуждения с малой толикой действительно полезных схем. Плюс это неизменно формат А4 (в развороте все А3) в твёрдой картонной обложке - самое то на моём столе.
Иногда распечатываю, но редко. Копирование схемы - это как раз специфика наборов, если тамошние схемы жалко чёркать, я копирую.
Нитки в основном беру просто по ключу, и именно ДМС. Иногда спохватываюсь, что Анкор лежит годами без движения, беру его.
Замены же я делаю не ради более дешёвых ниток, а творческие. Например, очень люблю использовать меланж для монохромных участков. Или добавляю металлик. Ну, иногда и цвет меняю радикально, но это уж очень иногда.
6. Моя организация процесса и животные - кто кого? Как предупредить травмы у животных? Как не искать потом нитки по всему дому?
Ой, да, ещё один элемент моего постоянного бардака - это кошки.
Ну, тут скорее я их, чем они меня - я в последнее время всё чаще выставляю их за дверь, зверствую. Нитки они почти не воруют (очень иногда стягивают плохо лежащую бобинку на пол), гораздо больше разрушений происходит, когда лапами топчутся по бисеру или тем более опрокидывают чашки с ним. Вот бисер по всему дому искать - ой... Но периодически приходится, ибо если не кошки, так я сама рассыпаю.
Самая большая проблема от кошек - это шерсть, разумеется. Которая просто напрочь зашивается. Прочитала вот у Мургатройт про пинцет для бровей - надо мне такую штуку завести.
7. Обработка края канвы/равномерки от осыпания. Как это делаю я.
Да как, обшиваю. Иногда. Я что-то в последнее время привыкла вышивать на накрахмаленной заводской канве (раньше терпеть не могла и стирала перед вышивкой), а такая канва практически не осыпается.
К слову, прикупила недавно китайский набор с персонажем из Пекинской оперы - так там канва обмётана уже в наборе. С одной стороны - приятный сервис, с другой - сильно подозреваю, что она насквозь синтетическая и поэтому страшно сыплется.
Но я всё равно буду вышивать на другой канве, другого цвета. ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
8. Разметка: все «за» и все «против». Как влияет на мою скорость.
Ну, по молодости размечала. Первую вышивку вообще простым карандашом - это какие-то обязательные грабли для вышивальщиц, каждая должна по ним потоптаться.
Потом перешла на водорастворимый маркер, и пользуюсь им и сейчас. Меняется само количество разметки. Если раньше я делала сетку на всю вышивку, то сейчас мне в основном надо найти положение левого нижнего угла, от которого я всегда вышиваю. Очень иногда я рисую контуры вышивки - ну, бывает такое, например весь дизайн состоит из крупных монохромных участков, как у Майкла Пауэлла. Если вышиваю несколько мелких дизайнов рядом - как недавно серию новогодних игрушек - то размечаю границы деталей вместе с припусками на швы, чтобы они помещались друг с другом. В общем, разметка не догма, делаю как удобно.
Нитками терпеть не могу размечать. Если шить поверх них - потом замучаешься выдёргивать. Они оставляют следы-ошмётки. Да и жалко и лениво.
Но иногда размечаю - когда канва тёмная (хотя сейчас уже белый карандаш есть), или когда мелкая равномерка - маркером в ней хрен попадёшь. Опять же нитки - единственный способ хоть как-то что-то разметить на пластиковой канве (к счастью, на пластике редко вообще надо что-то размечать).
9. Станок или пяльца/Qsnap. Компактность или полный обзор работы? Самый удобный для меня диаметр пялец.
Станок - нет.
Выше я уже, в принципе, объяснила, почему. Я пыталась организовать себе станок под свои нужды - из станины от настольной лампы и здоровенной прищепки для крепежа видеокамеры, куда можно было легко вставлять обычные пяльцы. Но получилось не ахти, да и здесь, в Софии, к моему столу его вообще невозможно подцепить.
Ку-снапы тоже нет.
Они просто адски тяжёлые, при сами этом очень толстые, концы тканей из них торчат диким образом - а я заправляю ткань в пяльцы лицом внутрь, изнанкой наружу - чтобы было легче закреплять на изнанке - и в ку-снапах таким образом шьёшь как в колодце. Я их пробовала опять же по вышивальной молодости, потому что тогда это был единственный вариант квадратных-прямоугольных пялец. Не пошло. Так что киевский набор ку-снапов я даже не стала брать в Болгарию.
Что не помешало мне, впрочем, недавно купить вот такой настольный станок для вышивания.
Просто чтобы попробовать.
Я запялила в него давно нелюбимую вышивку, и сейчас она тоскливо ждёт, когда я наиграюсь с новогодними вышивками.
10. Лучшие ножницы, какие они?
Небольшие, острые. Я сейчас пользуюсь двумя парами ножниц.
Основные в форме цапельки, там относительно длинные лезвия, но с круглыми тупыми кончиками. Этими ножницами удобно не только нитки резать, но и канву и вообще всё. Жалко, затупились - в том числе с помощью мужа, которому удобно резать себе когти. Ррр. Пока не представляю себе, где и как их наточить. Но надо таки решить эту проблему, ножницы действительно классные.
А дополнительные ножницы - с маленькими лезвиями, у которых очень острые и узкие кончики. Производства ДМС, если меня не глючит. Продавались прямо с футлярчиком на лезвия, и я до сих тщательно в нём храню, чтобы не ржавели. Этими ножницами удобно подлезать во всякие тесные места - поэтому я ими режу пластиковую канву, надрезаю нитки в ошибочных стежках, а также вырезаю себе заусенцы.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
11. Идеальное количество игл для процесса, номер, бренд, срок службы. Какой размер игл нужен под разные каунты/основы. Иглы с ушком посередине - удобно или нет?
Идеально - одна игла.
Несколько игл я развожу, когда работаю с металликом. Я привязываю металлик к иголке (в принципе, это тоже тема для этого флешмоба, но лень уже расписывать), плюс для металлика нужны более толстые иголки, чем я обычно использую, поэтому да - для каждого цвета металлика своя игла. Когда вышью, оставшийся металлик наматываю на иголку и прячу во внутренний отдел игольницы, потом по случаю куда-то вышиваю.
Игла должна быть тонкой, но твёрдой. Например, ДМС 28. Когда-то, ну очень давно, я случайно купила иглы Хемлайн, пронумерованные как 26 - это был очень тонкий 26, тоньше того же 28-го ДМС. И это были идеальные иглы за всю мою жизнь, но уже все закончились - поломались, потерялись.
Кончик у иглы должен быть относительно тупой - чтобы не протыкать нити канвы - но и относительно острый, чтобы без труда пролезать под стежки при закреплении.
Тонкая игла нужна и просто потому, что так удобнее шить, и для бисера - тонкая вышивальная (не бисерная) игла свободно проходит в бисер 11 и тем более 10 размера, и часто проходит и в 15. Я не люблю шить бисерной иголкой - и нитки плохо вдевать, и она острая и колючая, что для пальцев, что для канвы. Поэтому избегаю как могу.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Недостатков у ДМС-шных игл, впрочем, хватает. Во-первых, они хрупки, быстро ломаются или рвут ушко. Во-вторых, там острое ушко - что внутри (нитка треплется), что снаружи - укалываюсь.
Углы с ушком посередине - однозначно отстой.
Это иглы для двуручной вышивки, но ими неудобно пользоваться. Плюс они все 24 размера или даже 22 размера, то есть толстые. Даже при двуручной вышивке удобнее пользоваться обычной иглой - правой рукой острием вниз опускаете в ткань, с изнанки подхватываете левой рукой и, не переворачивая, ушком вверх, выводите обратно.
12. Аксессуары от Prym - надо/не надо? Соотношение цены и качества, функциональность. Альтернатива аксессуарам Prym.
Ой, да ну вас (авторов флешмоба) с этим форсом Прима. Я вообще смутно понимаю, что это такое.
Лучше расскажу, как я ткани храню.
Раньше был один ящик, сейчас два. Ткани более-менее отсортированы по цветам, но и только. Нужный размер или аиду-равномерку я выбираю уже из имеющихся вариантов. Ящики стоят в верхнем отделении шкафа. Совсем маленькие кусочки канвы где-то бродят по пакетикам около текущих вышивок.
В отдельной папке собрана бумага Милл Хилл, целые листы и крупные кусочки. Мелкие кусочки собраны по цветам в пакетики из-под тех не наборчиков Милл Хилл, раньше тусовались в папке, сейчас я сложила их в отдельную коробку. В той же коробке мелкие кусочки пластиковой канвы. Всё это - папка с бумагой, коробка с мелочью и целые листы пластиковой канвы - стоит в украшенной мной коробке из-под сока.
В соседней коробке стоят каталоги ДМС и Анкора плюс всякие невышивальные тетрадки, а в третьей коробке двух-трёхлетняя коллекция журнала "Всё о рукоделии". ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
А ещё есть ленточная канва! И я её использую довольно много, вышивая обёртки для всяких консервных банок, которые служат стаканчиками для карандашей, пилочек, конфеток, монеток и вообще всего.
Но коллекционирую я это канву ещё более рьяно, чем использую, потому ею полностью забит один выдвижной ящик в тумбе стола, и постепенно забивается второй.
13. Специфика и способы организации «дорожного» процесса.
Да никакой, ибо я домосед.
Все мои путешествия - раз в год по делам слетать в Украину, в самолёте я провожу два часа, которые можно перетерпеть и без вышивки. ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Впрочем, когда я таскалась с детьми к логопеду или ещё по некоторым поводам, у меня был не то что дорожный, а выходной из дому процесс. У меня тогда сложилась формула сбора вышивки в дорогу - три индивидуальных части:
- сама вышивка (в пяльцах);
- нитки к ней (органайзер от набора, либо бобинки просто россыпью или в маленькой коробочке);
- схема;
и три общих части:
- иголка с игольницей (в игольнице должна быть закрытая часть, куда иголку можно спрятать - я в ту пору пришивала к обычной подушечке капсулу из-под киндер-сюрприза);
- ножницы (и лучше в чехле);
- фломастер или цветной карандаш для зарисовывания схемы.
Всё это складывается в просторный пакет с застёжкой.
14. Органайзеры для ниток. Оставлять на планшетке производителя или использовать свой вариант. Самодельные органайзеры - какие они у вас, если есть? Мое отношение к деревянным органайзерам и бобинкам - насколько удобно в обращении?
Ну, если планшетка производителя достаточно удобная, почему нет. Хотя я всё равно не очень люблю их, потому что нитки треплются и замурзываются. Но даже если я не разматываю нитки на бобинки в начале вышивки, я сделаю это в конце, ибо см. выше - они у меня так хранятся.
Самодельные органайзеры я делала, опять же, на заре вышивальной жизни. Берётся картонная полоска (самый удачный картон, например, в коробочках от лекарств), вырезается прямоугольник и прокалывается обычным дыроколом.
Чтобы сделать красиво, можно разметить - отступить полтора сантиметра от края, провести линию, на ней с интервалом в 2 см сделать отметки. Расстояние между дырочками дырокола - 8 см. Переворачиваете дырокол вверх дном и, если мешает смотреть, снимаете донышко. Засовываете картонку и располагаете так, чтобы сквозь дырочки видеть свои отметки. Ну и всё.
И окончательная подготовка органайзера - скруглить кончики картонной полоски, чтобы не трепались.
На органайзере напротив дырочки пишете всю возможную информацию - не только номер нитки, но и сразу рисуете значок на схеме.
Особо полезны эти органайзеры в дизайнах с кучей что смешанных цветов, что дикого разнообразия количества нитей. Дименшенс любит этим развлекаться - то там крест в одну нить, то полукрест в пять, то надо брать вместе две нити одного цвета и три от другого. Так что на органайзере рисуете символ на схеме, формулу - что с чем смешивать, и потом в ту дырочку вешаете остатки от ниток, когда нужным цветом уже вышили, а до следующего места ещё далеко.
Дальше, деревянные органайзеры - ну, нет.
Именно органайзеры мне вообще неинтересны - в этих деревянных дизайнерских вытребеньках обычно мало дырочек (если уж мне надо вышивать набор с органайзером, то это как правило 40 цветов, а не жалкие 10-15), надписывать их просто негде - иногда производители кладут крошечные наклейки, куда поместится только номер нитки, но не вся перечисленная выше информация. Так что это баловство для тех, кому интересно так баловаться, и для реальной работы нужны картонки.
А вот деревянные бобинки у меня есть.
Тоже ради баловства. Лежат стопочкой в одной коробочке, недавно я на них намотала остатки от китайского набора по вышивке бисером - там то ли акрил, то ли другая синтетика. В общем, будут теперь болтаться, пока не изведу куда-нибудь.
15. Мои личные ноу-хау в организации процесса. Фиаско и успехи.
Ну... Во-первых, игольницы. У всех моих самодельных игольниц есть два отделения - открытое и закрытое. Снаружи обычная подушечка, куда вкалывается игла в текущей работе, внутри герметично хранятся ненужные иголки, которые не ржавеют (да и не мешают). Раньше я, как уже сказала, делала игольницы в виде вышитой подушечки, куда пришивала капсулу из-под киндер-сюрприза (пример), а когда приехала сюда, поняла, что надо сделать что-то возвышающееся над бардаком. Поэтому сделала игольницу из баночки из-под детского питания. В соседней баночке хранится то, что не влезает в обычную (цыганские иглы, плоские иглы для ленточек), а под крышечку вшиты магниты, и я кладу туда ножницы.
Да, как теперь вставлять картинки в дайри - это и правда вопрос. Так что ссылка на дропбокс. Дизайн под гжель - мой, прям лично мой, чем и горжусь.
Любимые получились вещи, сделала я их недолго после приезда в Болгарию, летом 2016 - и вот до сих пользуюсь, хотя обычно у меня цикл смены игольниц побыстрее. Впрочем, хочется уже что-то новое сотворить.
Во-вторых, пяльцы.
Ещё в Киеве я придумала прикрутить крючки для одежды к боковым стенкам моего мега-стола, и вешать пяльцы на них. Оказалось, впрочем, что на крючок можно повесить мало и маленькие. Здесь стол (то есть настольные полочки) у меня уже весь обклеен крючками, там и скотч, и линейка для канвы, и всякие безделушки, а вот пяльцы недавно хором переселились на здоровенный крючок из Икеи - он длиной целых двенадцать сантиметров, ровный плоский, вот пяльцы, в том числе большие прямоугольные пластиковые, рядком на нём поместились.
Про остальные хитрости вроде уже рассказала. Тем более что прочтут это дай бог два-три человека - а вы не постесняетесь и спросить, если что-то непонятно.![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
15 вопросов с длинными ответами.
1. Перемотка ниток. «За» и «против». Перематываю всегда нитки мулине на бобинки или лучше потрачу это время на вышивку.
Да, перематываю. В начале своей вышивальной жизни я так и сяк обустраивала систему хранения ниток, а закончила в итоге тем, чем и некоторые другие любительницы экспериментов - стандартные бобинки в стандартных коробках.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Нитки от наборов перематываю тоже, иногда перед вышиванием, иногда и после - эм, ну "после" случается тогда, когда нитки говно вроде "Гаммы", и мне всё равно их некуда особо девать.
2. Держатель для схем: есть ли в нем смысл? Какая фирма лучше? Полезная вещь или блажь?
Ой, я даже смутно представляю, что это такое. Я вышиваю на рабочем столе, где комп, еда, куча бардака и вообще вся моя жизнь происходит. Куда здесь девать держатель для схем, непонятно.
Впрочем, в определённом смысле за держатель схем сойдёт экран компьютера - я в норме вышиваю именно с экрана, а не с бумажной схемы.
3. Контроль моих запасов ниток: как не покупать дубли. Моя система учета ниток мулине в наличии.
Ох, ну когда я только начинала собирать мулине, я нашла в сети и распечатала чек-листы - список номеров мулине с квадратами для галочек.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Сейчас чек-листы уже давно не нужны, у меня полный набор ДМС, Анкора. Есть коробка с остатками от наборов Дименшенс - подозреваю, что образцы более-менее всех ниток там уже собрались. Раньше ещё был полный набор мулине "Ариадна" (неплохое и дешёвое польское аниме), но потом я поняла, что я всё равно только тем и занимаюсь, что подбираю замену для ДМС, когда само ДМС уже давно мне доступно. Поэтому Ариадну и всё прочее безымянное мулине я подобрала по каталогу ДМС и намотала на соответствующие бобинки.
Остатки Мадейры, кстати, лежат отдельно. Ждут, когда я всё-таки вышью купленные и скачанные наборы "Золотого руна". Недолюбливаю Мадейру, слишком уж она тонкая для простой кондовой вышивки крестиком. Гамму не люблю по противоположной причине - нитки хренового качества. Но источник Гаммы - это наборы "Панны". Сейчас я как раз вышиваю такой - пряничный домик на пластиковой канве. По моей доброй традиции после вышивки останется у меня половина ниток, надо будет что-то решать с хранением - выбрасывать так много жаба задушит.
Ой, но это я отвлеклась. Система учёта у меня простая - для каждого возможного номера мулине у меня своя бобинка заведена, лежат они в коробках по порядку номеров, нитки с наборов наматываются на эти же бобинки. Если у меня вдруг заканчивается какой-то цвет, то я на всякий случай просматриваю все коробки в поисках других исхудавшихся цветов, и покупаю - или делаю заказ где-нибудь онлайн, или выписываю номера себе на телефон и иду в живой магазин.
Самый большой стресс - когда номер мулине есть, а соответствующей бобинки нет. Это значит, что я её когда-то давно вынула из коробки и куда-то затусовала. Если найти не получается - ну, что делать, покупаю мулине и завожу новую бобинку.
Проблема с организацией учёта и хранения мулине у меня уже давно решена. А вот бисер - это как раз актуально. Собирать весь бисер, да ещё от разных производителей, просто бессмысленно, хранить его удобно как раз вперемешку по производителям, но отсортированным по цветам. Запасы Прециозы у меня практически все без номеров. Милл Хилл и тот бисер, который и есть Милл Хилл на самом деле - японский Тохо - более-менее пронумерован. Хранится он у меня в коробочках на десять ячеек с отдельными крышечками, сами коробочки собраны в органайзеры с выдвижными ящичками, из строительного магазина. Сами номера бисера с указанием номера коробочки более-менее собраны в гугль-экселевскую таблицу. Но по большому счёту там бардак.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
4. Любимые пяльца. Мое отношение к модным Нурге. Квадратные пяльца, выбор в пользу отечественных производителей или иностранных?
Ну, во-первых, вышиваю я только на пяльцах. Хотя вру немного - я могу вышивать ещё вообще без пялец, просто на руках, но за исключением пластиковой канвы делаю это без всякого удовольствия.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Опять же в начале вышивальной жизни пялец я перепробовала и таких и этаких.
Деревянные - категорически отказалась. Какими бы понтовыми они ни были, деревянные пяльцы всегда неидеально подогнаны, между внешним и внутренним кольцом всегда остаются щели. Есть маньяки, которые деревянные пяльцы обматывают ленточками, но я просто предпочитаю пластик.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ещё одна крайне неприятная особенность деревянных, но не только, пялец - это торчащий винт. Если на пяльцах есть какой-то выступающий острый элемент, я обязательно буду цепляться за него ниткой.
Также выяснилось, что я не люблю пяльцы большого диаметра. Наиболее комфортный для меня размер - 15 см. Пяльцы меньшего размера тоже комфортны, просто не всегда нужны, а вот большего размера, во-первых, мне трудно держать, а во-вторых - ткань в них провисает. Долго объяснять физику процесса, но в пяльцах большего размера ткань всегда будет слабее натянута, чем в пяльцах меньшего, даже если материалы там и там одни и те же.
Очень долгое время я пользовалась (да и до сих пор пользуюсь) так называемыми пяльцами-рамками. Вот такими. Там внутри более-менее жёсткое кольцо из пластика, а снаружи кольцо резиновое (из очень твёрдой резины, впрочем). Металлическая петелька, за которую такую рамку надо вешать, элементарно выкручивается, и получаются практически идеальные пяльцы - без каких-то соединительных элементов, где ткань обязательно проваливается, без торчащих наружу винтов.
Минусов два - во-первых, они круглые (бывают и околоквадратные, но сделанные неправильно и потому не очень годные), во-вторых, в такие пяльцы трудно запяливать толстую канву, и с течение времени тонкое внутреннее кольцо обязательно ломается. Идея этих пялец ведь в том, чтобы запялить канву ровно один раз, вышить и повесить на стенку. При постоянном использовании они рано или поздно изнашиваются - и в последнее время скорее рано, наблюдаю стабильное ухудшение качества материалов.
Ещё у меня так или иначе в ходу самые обычные отечественные пластиковые пяльцы с винтом. Именно с таким винтом, без острых выступающих частей.
Но не так давно я на Алиэкспрессе нашла правильные прямоугольные пяльцы. Почти идеальные.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
В чём для меня проблема с круглыми пяльцами - они-то круглые, а вот дизайны для вышивки все в основном квадратные. Во-первых, я дикий жлоб и ужасно не люблю делать большие поля в канве. А учитывая, что я вышиваю в массе своей небольшие вещи, то проблема накладного расхода ткани тем более острая. Во-вторых, я в последнее время увлекаюсь добавлением бисера в вышивку - то есть вообще всюду, даже там, где это изначально не предусматривалось. И если большую вышивку без бисера легко вышить на маленьких пяльцах, переставляя их, то с бисером всё несколько сложнее. В принципе можно запялить и бисер так, чтобы его не раздавить, но неудобно и заправлять, и вышивать потом.
Поэтому я на старости лет столкнулась с тем, что мне нужны пяльцы, куда вышивка помещается целиком. Ну, хотя бы на девяносто процентов. Выход нашёлся в этих пластиковых китайских пяльцах - я сейчас постепенно собираю себе коллекцию разных размеров.
Про Нурге чуть не забыла. Не понимаю ажиотажа вокруг них. Или чего-то не умею. Там зверский по силе пружинный внутренний круг, надо очень постараться, что согнуть его так, чтобы открыть. А танцевать с ним и с тканью, пытаясь попасть во внешний - брр. Ткань запяливается намертно - но это тоже не очень хорошо, ибо поправить перекосившуюся ткань не так-то просто. Ручки от этого пружинного круга дико торчат - это едва ли не хуже винта в деревянных пяльцах.
В общем, мне больше по душе мои пяльцы-рамки или пластиковые прямоугольные.
5. Специфика организации вышивки по схемам из книг и журналов. Стоит ли увеличивать схему? Делаете ли вы копию или зачёркиваете прямо в книге/журнале. Подбор ниток: делаете ли замену ниток, если каких-то ниток не хватает? Например, меняете DMC на Гамму?
Менять ДМС на Гамму? Серьёзно?
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ну ладно. Прежде всего, должна сказать, что я вышиваю в основном из журналов. На одну вышивку из набора приходится штук пять журнальных. Журналы при этом пиратские из сети, то есть вышиваю я в основном с экрана. И даже если совесть меня замучит и я таки оформлю подписку на любимый Cross Stitch Crazy, я подпишусь на электронную версию.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
С книгами всё то же самое - скачанные из сети. Причём если бумажные журналы я хоть иногда, но покупаю, то с книгами у меня некоторая травма ещё с детства-юности - почему-то все встреченные мне по жизни книги по рукоделию содержали по большей части пустые рассуждения с малой толикой действительно полезных схем. Плюс это неизменно формат А4 (в развороте все А3) в твёрдой картонной обложке - самое то на моём столе.
Иногда распечатываю, но редко. Копирование схемы - это как раз специфика наборов, если тамошние схемы жалко чёркать, я копирую.
Нитки в основном беру просто по ключу, и именно ДМС. Иногда спохватываюсь, что Анкор лежит годами без движения, беру его.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
6. Моя организация процесса и животные - кто кого? Как предупредить травмы у животных? Как не искать потом нитки по всему дому?
Ой, да, ещё один элемент моего постоянного бардака - это кошки.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Самая большая проблема от кошек - это шерсть, разумеется. Которая просто напрочь зашивается. Прочитала вот у Мургатройт про пинцет для бровей - надо мне такую штуку завести.
7. Обработка края канвы/равномерки от осыпания. Как это делаю я.
Да как, обшиваю. Иногда. Я что-то в последнее время привыкла вышивать на накрахмаленной заводской канве (раньше терпеть не могла и стирала перед вышивкой), а такая канва практически не осыпается.
К слову, прикупила недавно китайский набор с персонажем из Пекинской оперы - так там канва обмётана уже в наборе. С одной стороны - приятный сервис, с другой - сильно подозреваю, что она насквозь синтетическая и поэтому страшно сыплется.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
8. Разметка: все «за» и все «против». Как влияет на мою скорость.
Ну, по молодости размечала. Первую вышивку вообще простым карандашом - это какие-то обязательные грабли для вышивальщиц, каждая должна по ним потоптаться.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Нитками терпеть не могу размечать. Если шить поверх них - потом замучаешься выдёргивать. Они оставляют следы-ошмётки. Да и жалко и лениво.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
9. Станок или пяльца/Qsnap. Компактность или полный обзор работы? Самый удобный для меня диаметр пялец.
Станок - нет.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ку-снапы тоже нет.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Что не помешало мне, впрочем, недавно купить вот такой настольный станок для вышивания.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
10. Лучшие ножницы, какие они?
Небольшие, острые. Я сейчас пользуюсь двумя парами ножниц.
Основные в форме цапельки, там относительно длинные лезвия, но с круглыми тупыми кончиками. Этими ножницами удобно не только нитки резать, но и канву и вообще всё. Жалко, затупились - в том числе с помощью мужа, которому удобно резать себе когти. Ррр. Пока не представляю себе, где и как их наточить. Но надо таки решить эту проблему, ножницы действительно классные.
А дополнительные ножницы - с маленькими лезвиями, у которых очень острые и узкие кончики. Производства ДМС, если меня не глючит. Продавались прямо с футлярчиком на лезвия, и я до сих тщательно в нём храню, чтобы не ржавели. Этими ножницами удобно подлезать во всякие тесные места - поэтому я ими режу пластиковую канву, надрезаю нитки в ошибочных стежках, а также вырезаю себе заусенцы.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
11. Идеальное количество игл для процесса, номер, бренд, срок службы. Какой размер игл нужен под разные каунты/основы. Иглы с ушком посередине - удобно или нет?
Идеально - одна игла.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Игла должна быть тонкой, но твёрдой. Например, ДМС 28. Когда-то, ну очень давно, я случайно купила иглы Хемлайн, пронумерованные как 26 - это был очень тонкий 26, тоньше того же 28-го ДМС. И это были идеальные иглы за всю мою жизнь, но уже все закончились - поломались, потерялись.
Кончик у иглы должен быть относительно тупой - чтобы не протыкать нити канвы - но и относительно острый, чтобы без труда пролезать под стежки при закреплении.
Тонкая игла нужна и просто потому, что так удобнее шить, и для бисера - тонкая вышивальная (не бисерная) игла свободно проходит в бисер 11 и тем более 10 размера, и часто проходит и в 15. Я не люблю шить бисерной иголкой - и нитки плохо вдевать, и она острая и колючая, что для пальцев, что для канвы. Поэтому избегаю как могу.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Недостатков у ДМС-шных игл, впрочем, хватает. Во-первых, они хрупки, быстро ломаются или рвут ушко. Во-вторых, там острое ушко - что внутри (нитка треплется), что снаружи - укалываюсь.
Углы с ушком посередине - однозначно отстой.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
12. Аксессуары от Prym - надо/не надо? Соотношение цены и качества, функциональность. Альтернатива аксессуарам Prym.
Ой, да ну вас (авторов флешмоба) с этим форсом Прима. Я вообще смутно понимаю, что это такое.
Лучше расскажу, как я ткани храню.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
В отдельной папке собрана бумага Милл Хилл, целые листы и крупные кусочки. Мелкие кусочки собраны по цветам в пакетики из-под тех не наборчиков Милл Хилл, раньше тусовались в папке, сейчас я сложила их в отдельную коробку. В той же коробке мелкие кусочки пластиковой канвы. Всё это - папка с бумагой, коробка с мелочью и целые листы пластиковой канвы - стоит в украшенной мной коробке из-под сока.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
А ещё есть ленточная канва! И я её использую довольно много, вышивая обёртки для всяких консервных банок, которые служат стаканчиками для карандашей, пилочек, конфеток, монеток и вообще всего.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
13. Специфика и способы организации «дорожного» процесса.
Да никакой, ибо я домосед.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Впрочем, когда я таскалась с детьми к логопеду или ещё по некоторым поводам, у меня был не то что дорожный, а выходной из дому процесс. У меня тогда сложилась формула сбора вышивки в дорогу - три индивидуальных части:
- сама вышивка (в пяльцах);
- нитки к ней (органайзер от набора, либо бобинки просто россыпью или в маленькой коробочке);
- схема;
и три общих части:
- иголка с игольницей (в игольнице должна быть закрытая часть, куда иголку можно спрятать - я в ту пору пришивала к обычной подушечке капсулу из-под киндер-сюрприза);
- ножницы (и лучше в чехле);
- фломастер или цветной карандаш для зарисовывания схемы.
Всё это складывается в просторный пакет с застёжкой.
14. Органайзеры для ниток. Оставлять на планшетке производителя или использовать свой вариант. Самодельные органайзеры - какие они у вас, если есть? Мое отношение к деревянным органайзерам и бобинкам - насколько удобно в обращении?
Ну, если планшетка производителя достаточно удобная, почему нет. Хотя я всё равно не очень люблю их, потому что нитки треплются и замурзываются. Но даже если я не разматываю нитки на бобинки в начале вышивки, я сделаю это в конце, ибо см. выше - они у меня так хранятся.
Самодельные органайзеры я делала, опять же, на заре вышивальной жизни. Берётся картонная полоска (самый удачный картон, например, в коробочках от лекарств), вырезается прямоугольник и прокалывается обычным дыроколом.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
На органайзере напротив дырочки пишете всю возможную информацию - не только номер нитки, но и сразу рисуете значок на схеме.
Особо полезны эти органайзеры в дизайнах с кучей что смешанных цветов, что дикого разнообразия количества нитей. Дименшенс любит этим развлекаться - то там крест в одну нить, то полукрест в пять, то надо брать вместе две нити одного цвета и три от другого. Так что на органайзере рисуете символ на схеме, формулу - что с чем смешивать, и потом в ту дырочку вешаете остатки от ниток, когда нужным цветом уже вышили, а до следующего места ещё далеко.
Дальше, деревянные органайзеры - ну, нет.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
А вот деревянные бобинки у меня есть.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
15. Мои личные ноу-хау в организации процесса. Фиаско и успехи.
Ну... Во-первых, игольницы. У всех моих самодельных игольниц есть два отделения - открытое и закрытое. Снаружи обычная подушечка, куда вкалывается игла в текущей работе, внутри герметично хранятся ненужные иголки, которые не ржавеют (да и не мешают). Раньше я, как уже сказала, делала игольницы в виде вышитой подушечки, куда пришивала капсулу из-под киндер-сюрприза (пример), а когда приехала сюда, поняла, что надо сделать что-то возвышающееся над бардаком. Поэтому сделала игольницу из баночки из-под детского питания. В соседней баночке хранится то, что не влезает в обычную (цыганские иглы, плоские иглы для ленточек), а под крышечку вшиты магниты, и я кладу туда ножницы.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Во-вторых, пяльцы.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Про остальные хитрости вроде уже рассказала. Тем более что прочтут это дай бог два-три человека - а вы не постесняетесь и спросить, если что-то непонятно.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
@темы: Вышивка
спасибо за ссылку на квадратные пяльца, как раз подумывала попробовать какие-нибудь еще.
Ссылка на игольницу на дропбоксе не открывается.
С киндер-сюрпризом не понятно, в нерабочем состоянии игла прячется внутрь, да? Там внутри мягкая часть куда втыкается игла?
Очень интересно было читать)
Вот это да! Очень интересно! Даже не представляла, как вышивание вообще устроено. Мой единственный скилл в вышивании - стебелёк, кажется, причём освоила его тридцать лет назад и с тех пор не применяла. Но этот флэшмоб мне всё равно понравился.
Ой, от души рекомендую!
Ссылка на игольницу на дропбоксе не открывается.
Это я забыла открыть доступ. Сейчас видно?
С киндер-сюрпризом не понятно, в нерабочем состоянии игла прячется внутрь, да? Там внутри мягкая часть куда втыкается игла?
Ага, там внутри подушечка, пришитая или приклеенная.
Спасибо.
Пирра, Даже не представляла, как вышивание вообще устроено.
Спасибо. Ну, в вышивании как в любом деле - при желании можно достичь невероятных сложностей.
Ой, раз уж пошла такая пьянка - напугаю ещё своим бисером. Это картинка двухлетней давности, с тех пор, естественно, всё только разрослось.
www.dropbox.com/s/pys0387ypokeqpn/20171024_1948...
А коробочки внутри ячеек вот такие:
www.dropbox.com/s/wfy7v8iqif3wwbj/20171024_1948...
Белая внизу повыше и вмещает в каждую ячейку около 12-15 грамм бисера, она есть на алиэкспрессе. А верхняя - на самом деле рыбацкая.
в любом деле - при желании можно достичь невероятных сложностей.
Это точно.
Это картинка двухлетней давности, с тех пор, естественно, всё только разрослось.
Это сколько же их там?! Весьма впечатляюще!
А можно ещё картинку того, что получается в результате? В смысле, готовую вышивку с бисером.
Конечно можно! С большим удовольствием!
Замок, вышивка как раз из журнала. Бисер там изначально предусматривался, как и голубая канва с люрексом.
www.dropbox.com/s/jkqr3c6mf88c4f1/20200103_0237...
И дальше всякие новогодние игрушки.
Вот это - фирма Милл Хилл. Они специализируются на том, что делают дизайны с бисером, причём мастерски сочетают вышивку и бисер. У них есть дизайны и побольше, но вот такие мелочушки - магнитики, подвески, ёлочные игрушки - это просто лицо Милл Хилла. Я с этой фирмой знакома достаточно давно, но в конце 2015 года, незадолго до отъезда, я как поехала на них крышей, так и остановиться до сих пор не могу.
www.dropbox.com/s/r1t09x8usbqqsss/20200103_0239...
Причём это должен был быть магнит, но я сделала ёлочную игрушку, со второй стороной:
www.dropbox.com/s/bticps8340ys4h5/20200103_0239...
На фотографии может быть не очень видно, но там чуть другая бумага, не такая красивая, не такие красивые крупные бусины... Это сейчас я уже нахомячила достаточно, чтобы делать, что хочу, а тогда приходилось приспосабливаться.
Тоже Милл Хилл, у них целая серия таких подушечек:
www.dropbox.com/s/hi31cyoxt0jwmka/20200103_0238...
А это уже самостоятельное добавление бисера в вышивку. Прелестная серия новогодних игрушек опять из журнала, кроме звёздочки и птички там ещё ёлочка, сердечко, лосёнок и новогодний шарик, который я ещё не дошила.
www.dropbox.com/s/xm35ydgbohaa46v/20200103_0238...
По задумке дизайнера всё вышивается простыми нитками, без бисера и металлика, но с ними же лучше?
Ну а вот это упомянутый в посте китайский набор. Здесь сплошная зашивка бисером - я не очень её люблю, больше люблю как раз в стиле Милл Хилла сочетание и вышивки нитками, и бисера. Но наборчик всё равно классный.
www.dropbox.com/s/qc5ib5wf2i6xkzg/20200103_0239...
Спасибо! Очень здорово и разнообразно. Мне казалось, что вышивка - это или картины или одежду однотонную украсить, а тут такой разброс.
Замок, вышивка как раз из журнала.
Очень красиво! Прямо действительно картина, причём сказочная и волшебная.
И дальше всякие новогодние игрушки.
Очень красивые и в хорошем смысле утилитарные вещички, в смысле полезные.
Это какой-то бог богатства, но мне упорно хочется называть его судьёй Ди
Хорошенький какой!
спасибо за ссылку на квадратные пяльца, как раз подумывала попробовать какие-нибудь еще.
Ссылка на игольницу на дропбоксе не открывается.
С киндер-сюрпризом не понятно, в нерабочем состоянии игла прячется внутрь, да? Там внутри мягкая часть куда втыкается игла?
Очень интересно было читать)
теперь видно и понятно
Посмотрела еще по ссылкам игрушки новогодние, китайский божок и правда очень милый
С этим я никак не согласна, это именно та бесполезная ерунда, которую я лучше всего умею делать руками.
Спасибо за комплименты.
Мургатройт, и симпатично, особенно большой гжелевый цветок на большой баночке
Угу, я его очень люблю.
китайский божок и правда очень милый
Если понадобится, откопаю ссылку на алиэкспрессе. Мне вообще сам набор понравился - там виниловая канва неожиданно приятная в работе оказалась. Я уже сталкивалась с ней раньше (через украинские магазины), так там такие узкие дырочки были, иголку не засунешь. А тут совершенно нормальная канва. И рисунок напечатан аккуратно, попадая в клеточки. Бисер дико разноразмерный, но в основном достаточно мелкий для сплошной зашивки. Я одновременно с судьёй Ди заказала ещё две подвески - лотос и трёхсторонний амулет с 福安平, пока ещё не трогала.
Если понадобится, откопаю ссылку на алиэкспрессе.
Спасибо, но пластиковая канва и сплошной бисер, пока это совершенно не мои техники )).