Великий нехочуха
Чей список - не знаю, но флешмоб интересный.
Список из 100 книг как есть, для дальнейшего копирования1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (1532–1553).
2. Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (1605–1615).
3. Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим (1719).
4. Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).
5. Аббат Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско (1731).
6. Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания молодого Вертера (1774).
7. Лоренс Стерн. Жизнь и убеждения Тристрама Шенди (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. Опасные связи (1782).
9. Маркиз де Сад. 120 дней Содома (1785).
10. Ян Потоцкий. Рукопись, найденная в Сарагосе (1804).
11. Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (1818).
12. Чарльз Мэтьюрин. Мельмот-скиталец (1820).
13. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831).
14. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери (1831).
15. Стендаль. Красное и черное (1830–1831).
16. Александр Пушкин. Евгений Онегин (1823–1833).
17. Альфред де Мюссе. Исповедь сына века (1836).
18. Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (1837).
19. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1840).
20. Николай Гоголь. Мертвые души (1842).
21. Александр Дюма. Три мушкетера (1844).
22. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1846).
23. Герман Мелвилл. Моби Дик (1851).
24. Гюстав Флобер. Мадам Бовари (1856).
25. Иван Гончаров. Обломов (1859).
26. Иван Тургенев. Отцы и дети (1862).
27. Майн Рид. Всадник без головы (1865).
28. Федор Достоевский. Преступление и наказание (1866).
29. Лев Толстой. Война и мир (1867–1869).
30. Федор Достоевский. Идиот (1868–1869).
31. Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах (1870).
32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).
33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).
34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).
35. Федор Достоевский. Братья Карамазовы (1879–1880).
36. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1880–1883)
37. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (1891).
38. Герберт Уэллс. Машина времени (1895).
39. Брэм Стокер. Дракула (1897).
40. Джек Лондон. Морской волк (1904).
41. Федор Сологуб. Мелкий бес (1905).
42. Андрей Белый. Петербург (1913–1914).
43. Густав Майринк. Голем (1914).
44. Евгений Замятин. Мы (1921).
45. Джеймс Джойс. Улисс (1922).
46. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито (1922).
47. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921–1923).
48. Михаил Булгаков. Белая гвардия (1924).
49. Томас Манн. Волшебная гора (1924).
50. Франц Кафка. Процесс (1925).
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби (1925).
52. Александр Грин. Бегущая по волнам (1928).
53. Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1928).
54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).
55. Уильям Фолкнер. Шум и ярость (1929).
56. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! (1929).
57. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи (1932).
58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
59. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе (1933).
60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).
61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).
63. Эрих Мария Ремарк. Три товарища (1936–1937).
64. Владимир Набоков. Дар (1938–1939).
65. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1929–1940).
66. Михаил Шолохов. Тихий Дон (1927–1940).
67. Роберт Музиль. Человек без свойств (1930–1943).
68. Герман Гессе. Игра в бисер (1943).
69. Вениамин Каверин. Два капитана (1938–1944).
70. Борис Виан. Пена дней (1946).
71. Томас Манн. Доктор Фаустус (1947).
72. Альбер Камю. Чума (1947).
73. Джордж Оруэлл. 1984 (1949).
74. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи (1951).
75. Рей Бредбери. 451 по Фаренгейту (1953).
76. Джон Р. Р. Толкин. Властелин колец (1954–1955).
77. Владимир Набоков. Лолита (1955; 1967, русская версия).
78. Борис Пастернак. Доктор Живаго (1945–1955).
79. Джек Керуак. На дороге (1957).
80. Уильям Берроуз. Голый завтрак (1959).
81. Витольд Гомбрович. Порнография (1960).
82. Кобо Абэ. Женщина в песках (1962).
83. Хулио Кортасар. Игра в классики (1963).
84. Николай Носов. Незнайка на Луне (1964–1965).
85. Джон Фаулз. Волхв (1965).
86. Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества (1967).
87. Филип К. Дик. Снятся ли роботам электроовцы (1968).
88. Юрий Мамлеев. Шатуны (1968).
89. Александр Солженицын. В круге первом (1968).
90. Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969).
91. Венедикт Ерофеев. Москва–Петушки (1970).
92. Саша Соколов. Школа для дураков (1976).
93. Андрей Битов. Пушкинский дом (1971).
94. Эдуард Лимонов. Это я – Эдичка (1979).
95. Василий Аксенов. Остров Крым (1979).
96. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (1984).
97. Владимир Войнович. Москва 2042 (1987).
98. Владимир Сорокин. Роман (1994).
99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).
100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999).
Список из 100 книг с моими комментариями1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (1532–1553).
В школе, в библиотечной книжке на украинском языке. Наверное, это была детская цензурная версия. Насколько помню, полность не осилила.
2. Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (1605–1615).
Гм. Рассуждая логически, читала. Потому что а) откуда тогда у меня твёрдое убеждение, что наш старый "Дон Кихот" - точная экранизация книжки; б) воспоминания о моём детском удивлении, что в средневековье такие вот злые, откровенные и ясные, без зауми, книжки писали? В общем, читала.
3. Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим (1719).
Читала и даже перечитывала. Хотя не могу сказать, что книжка мне сильно нравится. В детстве, естественно.
4. Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).
Ох. Ходила мимо полная версия на русском, не помню только, полностью ли я её осилила. Ходила, опять же библиотечная, книжка на украинском. Эту вычитала точно, и запомнились мне больше всего вовсе не лилипуты или гиганты, а дальнейшие его путешествия - на летающий остров, например. Ужасно понравилось, как он обыграл идею бессмертия - вернее, это мне сейчас оно нравится, в детстве, конечно, было мрачно. Вобще язва он, этот Свифт.
5. Аббат Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско (1731).
Неа. Слышать название - слышала, кажется, что-то где-то в спектаклях пробегало, но не читала.
6. Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания молодого Вертера (1774).
Услышала сюжет в пересказе подруги, в девятом классе.
Услышанное нафиг отбило желание знакомиться с оригиналом - в то время я уже была достаточно взрослая и умная, чтобы раздражаться от выморочной любви к выдуманному образу.
7. Лоренс Стерн. Жизнь и убеждения Тристрама Шенди (1759—1767).
Неа, и не слышала.
8. Шодерло де Лакло. Опасные связи (1782).
Не читала, всего лишь смотрела две или даже три прекрасные экранизации. Экранизации прекрасные и даже в чём-то любимые, но читать после них оригинал неохота. Люблю флафф и хороший конец, извините.
9. Маркиз де Сад. 120 дней Содома (1785).
Нет.
10. Ян Потоцкий. Рукопись, найденная в Сарагосе (1804).
Я терпеть ненавижу манеру повествования, когда внутри одной истории вдруг кем-то из действующих лиц начинает рассказываться другая история, и это надолго, а внутри второй истории начинается ещё и третья... Так что - не читала.
11. Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (1818).
Неа, и не хочется.
12. Чарльз Мэтьюрин. Мельмот-скиталец (1820).
И не слышала.
13. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831).
Нет, не читала. Бальзак стоит в смутных жизненных планах на потом, потом, но как-то не складывается. Он мне почему-то авансом уже неприятен.
14. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери (1831).
Гы.
В детстве эта книжка жила у нас в доме, я начинала её читать - в ряду других популярных французских писателей, типа Дюма и Дрюона, но как-то не сложилось прочитать сразу, а потом книжка куда-то исчезла. Ну вот, до сих пор не прочла. "Отверженных" тоже, если не считать облегчённых цитат из романа на уроках французского в школе. 
15. Стендаль. Красное и черное (1830–1831).
Да! Да! Я люблю Стендаля! Хотя "Красное и чёрное", конечно, не самая любимая вещь - с флаффом там, как везде у него, хорошо, а вот с хорошим концом не сложилось. "Красное и белое" мне куда больше по душе.
Но вот вопрос - если я так люблю Стендаля, кто мешает мне наконец закопаться в купленный шесть лет назад пятнадцатитомник? Как только купила собрание сочинений, пришлось сразу его запаковать - мы в то время как раз переезжали из Донецка. Потом долго мыкались, ныкались, возили с собой стопки книг нераспакованными, потому что девать их было некуда. Но уже больше года как купили библиотеку, и теперь книжки стоят и смотрят на меня, безрезультатно.
16. Александр Пушкин. Евгений Онегин (1823–1833).
Да, и как ни странно - это классная вещь. Перечитала я его уже после школы, на одном дыхании, и сквозь зацитированные и замученные в школе фрагменты всё-таки сумела углядеть, как он хорош. Школа - это смерть для литературы.
17. Альфред де Мюссе. Исповедь сына века (1836).
Неа, и не слышала.
18. Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (1837).
Пыталась, не осилила. Диккенс тяжёл и мрачен просто так, но когда он пытается шутить... Впрочем, заранее согласна, что внутри там много прекрасного, до чего я просто не докопалась, но докапываться как-то не тянет.
19. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1840).
Да, классная книга.
20. Николай Гоголь. Мертвые души (1842).
Да, первая часть хороша, вторая значительно слабее - не зря он её сжёг. Ну что? Классический образец классики, когда уже не важно, нравится тебе вещь или нет, она всё равно внутри, в основе мировоззрения и прочих знаний.
21. Александр Дюма. Три мушкетера (1844).
Ага.
И не только "Три мушкетёра". Детство золотое!... 
22. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1846).
Да, читала, кажется, даже до конца - помнится, он там хороший. Естественно, в детстве. Помню своё детское удивление - обещали "роман без героя", а герои там вполне себе были, постоянные, про них рассказывалась история...
23. Герман Мелвилл. Моби Дик (1851).
Нет.
24. Гюстав Флобер. Мадам Бовари (1856).
Начинала, но не сложилось. Не хочется туда лезть - всё по тем же причинам.
25. Иван Гончаров. Обломов (1859).
Неа, только фильм смотрела. Но это не мешает мне понять, как душевно близок мне этот герой.
26. Иван Тургенев. Отцы и дети (1862).
Ага. Сложные у меня отношения с Тургеневым - в юности, понятное дело, читалось запоем, и жутко нравилось, ходила под впечатлением... Но как-то это впечатление очень быстро протухало, вылезало то одно, то другое, и довольно быстро отношение к писателю вовсе изменилось - мудак он, первостатейный.
27. Майн Рид. Всадник без головы (1865).
Ага, в детстве, естественно. Смутно помню, не потрясло.
28. Федор Достоевский. Преступление и наказание (1866).
Кажется, да. Ну начинала точно, а вот добралась ли до конца... Достоевский меня в чём-то круче Тургенева достаёт.
29. Лев Толстой. Война и мир (1867–1869).
Пять лет, со второго по седьмой класс, я периодически пыталась одолеть эту книгу - пока наконец не подросла достаточно, чтобы это сделать. И должна сказать, что это самая лучшая, самая-самая книга всех времён и народов. Я очень её люблю, не перечитываю - наверное, зря - но помню из неё очень многое, и это действительно одна из тех книг, которые если даже не меняют, то подталкивают развиться.
И Толстой - гениальный писатель. Да, он редкий мудак, да, к концу жизни он поехал крышей, но мне трудно вспомнить другого человека, который настолько бы верно, настолько бы жизненно описывал чувства и мысли своих героев, да и всю обстановку вокруг, настолько бы заставлял читателя сопереживать, прямо-таки ощущать, что происходит внутри книги - и в то же время был бы настолько корректен в изложении своих собственных выводов. Да, он всё время морализаторствует и довольно менторским тоном, но честно убеждает читателя с помощью аргументов, и читатель волен соглашаться или не соглашаться с автором.
30. Федор Достоевский. Идиот (1868–1869).
Начинала, не закончила.
31. Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах (1870).
Нет, кажется, только слышала.
32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).
Тоже начинала, не закончила.
33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).
"Приключения Тома Сойера" читала и перечитывала не раз, а "Гекльберри Финном" не повезло - книжка была в другом переводе, не таком, как полюбившаяся первая часть, я её не осилила. А потом уже и не хотелось.
34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).
Читала.
35. Федор Достоевский. Братья Карамазовы (1879–1880).
Кажется, даже и не начинала.
36. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1880–1883)
Да. Мрачная, конечно, вещь.
37. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (1891).
Да. И несколько других вещей Уальда тоже - из них вынесла глубочайшее убеждение, что это добрый и глубоко моральный человек. Вообще - тема нравственности, правильного и неправильного, тема построения системы ценности, расстановка приоритетов в этих ценностях - и есть основная тема в его творчестве. Как он умудрялся прятаться под маской развратника в своё время - в общем-то, понятно, время было довольно наивное. Почему многие люди ловятся на эту маску и сейчас - для меня загадка.
38. Герберт Уэллс. Машина времени (1895).
Кажется, и не начинала. Да, читала "Невидимку" и начинала "Войну миров". "Невидимка", конечно, о той же морали важные вещи говорит, но вообще какой-то он неприятный, Уэллс.
39. Брэм Стокер. Дракула (1897).
Нет.
40. Джек Лондон. Морской волк (1904).
Да, и даже именно эту книгу, хотя пришлось минутку помедитировать, что же в ней было.
Я вообще очень люблю Лондона, но больше всего, как ни странно - "Рассказы южных морей". За эротизм!
Не знаю уж, насколько это мои личные глюки, но атмосфера этих рассказов и атмосфера фанфикшена - во многом схожи.
41. Федор Сологуб. Мелкий бес (1905).
Нет, и не слышала.
42. Андрей Белый. Петербург (1913–1914).
Нет, и не слышала.
43. Густав Майринк. Голем (1914).
Нет, и не слышала.
44. Евгений Замятин. Мы (1921).
Нет, и не слышала.
45. Джеймс Джойс. Улисс (1922).
Нет, но слышала.
И то, что слышала - отпугивает браться, книжка определённо просто трудная для восприятия. Хотя, с другой стороны, именно конкретно для меня в ней может оказаться очень много вкусного. Стоит когда-нибудь попробовать, наверное. 
46. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито (1922).
Нет, и не слышала.
47. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921–1923).
Да, и даже неоднократно перечитывала, в детстве. Сложно понять, нафиг я это делала, потому что книжка всякий раз оставляла какое-то противное ощущение, гадко мне от неё было. Полюбила и оценила её я уже позже, когда повзрослела - только теперь уже почему-то не перечитываю.
Но помню.
48. Михаил Булгаков. Белая гвардия (1924).
Кажется, нет, только фильм смотрела.
49. Томас Манн. Волшебная гора (1924).
Ох, не знаю. Кажется, эту книгу - нет, не читала.
50. Франц Кафка. Процесс (1925).
Я незаконченный читатель незаконченных романов Кафки. Он швыряет мне в лицо самые глубокие, самые большие мои страхи - не могу, нутро выкручивается, не выдерживаю его читать.
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби (1925).
Ага. Грустная, но приятная история. Книжка бралась после похвальбы, охов и ахов - честно говоря, толком не поняла, за что. Возможно, стоит перечитать, но как-то не тянет.
52. Александр Грин. Бегущая по волнам (1928).
Ага. Как и многое другое. Была у меня в жизни пора влюблённости в Грина, которая потом сменилась неприязнью и раздражением. Примерно как и с Тургеневым - первое эмоциональное впечатление сильное, сладкое, а потом стоит чуть-чуть подумать, и всё волшебство рушится.
53. Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1928).
Да, хотя осилилсь с трудом. Кажется, всё-таки обе книги я домучила до конца. Вот тут скорее наоборот - умом я понимаю, что книги хороши и заслуженно считаются классикой, но не греют душу никак.
54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).
Ой, фиг его знает. Что-то из Платонова я читала, и что-то даже помнится, но... не моя трава.
55. Уильям Фолкнер. Шум и ярость (1929).
Нет, и даже не знаю такого названия.
56. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! (1929).
Нет. Другие книжки - да, эту - нет.
57. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи (1932).
Нет, и не слышала.
58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
Нет, и не слышала.
59. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе (1933).
Нет, и не слышала.
60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).
Нет, но пыталась. Не осилила.
61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).
Гм, книжку не читала, смотрела длиннющий и очень хороший фильм. Кошмарная вещь, конечно, как мне кажется, как и в большинстве у Горького, проповедует мысль, что всё плохо, жизнь проходит впустую и этого никак не исправишь. Не из-за фатума не исправишь, а просто герои поленятся. В чём-то он прав, но соглашаться с такой правотой не хочется.
62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).
Да, и неоднократно.
Впервые ознакомилась, кстати, в пересказе подруги - пожалуй, я со многими книгами так знакомилась впервые. Очень классная книга, очень мудрая, просто интересная.
63. Эрих Мария Ремарк. Три товарища (1936–1937).
Да, не помню только, однажды или перечитывала. Как сказала одна моя знакомая в то время, когда я ещё не: "Ты не читала Ремарка? Как я тебе завидую!" Через некоторое время я была готова подписаться под этими словами.
Хотя, конечно, и кроме чистого животного удовольствия от его текстов, которое, всё-таки, получаешь в полной мере лишь однажды, в его книгах много другого хорошего. Вообще его моральная позиция, особенно в области любви, мне очень близка.
64. Владимир Набоков. Дар (1938–1939).
А вот не помню. Книжки, которые я Набокова помню по названию и содержанию - "Лолита" и "Защита Лужина". Набоков - не мой писатель. Он хорош и во многом прав, но чем-то сильно неприятен.
65. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1929–1940).
Да. Читалось на волне всеобщего сумасшествия по этой книге, когда её постоянно цитировали, упоминали. Не поняла, в чём прикол, если честно.
Ну и был жизненный урок - не читать книги после слишком уж восторженных отзывов, и самой таких отзывов не делать, не перебарщивать.
66. Михаил Шолохов. Тихий Дон (1927–1940).
Какую-то часть, точно не до конца. Смотрела фильм. Кошмарная жизнь, что сказать? А если учесть, как много в книжке вынужденного вранья, из-за того времени, в которое она писалась... Книга-то всё равно очень талантилвая и хорошая, но читать её надо с большими предосторожностями.
67. Роберт Музиль. Человек без свойств (1930–1943).
Нет, и не слышала, хотя название интригует.
68. Герман Гессе. Игра в бисер (1943).
Ага, и даже до конца, кажется. Несмотря на пару умных мыслей, книжка оставляет впечатление наивного переливания из пустого в порожнее, каких-то банальных мыслей и выморочных эмоций. Как и другие книги Гессе.
69. Вениамин Каверин. Два капитана (1938–1944).
Да, и даже не раз, и не только эту книгу у Каверина. Опять-таки - вранья там много, но - это классика нашей беллетристики. Это просто очень классная книга.
70. Борис Виан. Пена дней (1946).
Ага.
Сам роман мрачноват показался, рассказы пошли с большим удовольствием, словами играться он умеет... А всё-таки он очень тяжёлый и грустный.
71. Томас Манн. Доктор Фаустус (1947).
Нет.
72. Альбер Камю. Чума (1947).
Не помню, но нет, кажется.
73. Джордж Оруэлл. 1984 (1949).
Да. В трёх выпусках в "Новом мире". Первые два я отчаянно надеялась, что они всё-таки выберутся, как-то победят, с началом третьего поняла - нет, всё безнадежно. Великая книга, ужасная, мучительная, очень правильная. Попыталась перечитать после - не смогла, не вынесла. Но помню и вспоминаю по случаю многое.
74. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи (1951).
Да, когда-то в юности. Смутно помню. Наверное, стоит перечесть, мне кажется, книжка на самом деле довольно светлая, несмотря на всё.
75. Рей Бредбери. 451 по Фаренгейту (1953).
Да, и даже, вполне вероятно, пару раз. Но мне у Бредбери рассказы нравятся больше. Он мастер, как и Шекли, придумать и с блеском реализовать в рассказе какую-нибудь интересную мысль, очень жизненную чаще всего.
76. Джон Р. Р. Толкин. Властелин колец (1954–1955).
Да, но не до конца - так сложилось, что купленное в послеперестроечное время собрание сочинений так и не выпустилось полностью, из-за экономических передряг. А в другом издании и в другом переводе читать не хотелось. Только потому, что это читалось в юности, это вообще читалось. Сейчас я бы перестала себя насиловать гораздо раньше. Жевательный картон, единственная польза этой книги - быть инструкцией для РПГшек, чем, собственно, толкиенутые и пользуются. Спасибо Джексону, он снял по книге прекрасное индийское кино, над которым можно хотя бы постебаться.
77. Владимир Набоков. Лолита (1955; 1967, русская версия).
Да. Книга не очень любимая, но, безусловно, важная.
78. Борис Пастернак. Доктор Живаго (1945–1955).
Неа, но осуждаю.
В оправдание могу сказать - осуждаю потому, что попробовала прочитать. И если дочитаю, то только по этой причине - чтобы осуждать уже с полным правом. Идиотская, безнравственная идея, над которой так умильно пускают слюни герои и автор, от стиля какое-то неприятно-холодное ощущение "образцовой русской литературы", гладко и банально настолько, что индивидуальности автора просто не ощущается. В общем, начало книжки очень не понравилось.
79. Джек Керуак. На дороге (1957).
Смутно знакомое имя и название. Не знаю, будем считать, что не читала.
80. Уильям Берроуз. Голый завтрак (1959).
Нет, кажется. А название интригует.
81. Витольд Гомбрович. Порнография (1960).
Нет, и не слышала.
82. Кобо Абэ. Женщина в песках (1962).
Что-то у Кобо Абэ я читала, рассказы, кажется. Не моя трава.
83. Хулио Кортасар. Игра в классики (1963).
Кажется, нет. Что-то читалось, не понравилось.
84. Николай Носов. Незнайка на Луне (1964–1965).
Ага. Кстати, весьма непростая и недетская книга.
85. Джон Фаулз. Волхв (1965).
Нет.
86. Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества (1967).
Да. И надо бы перечесть, и перечесть. Читалось в пятнадцатилетнем возрасте, в течение нескольких месяцев - в гостях у моей тёти, которая и владела книжкой. И именно так, пожалуй, Маркеса и следует читать - не читать даже, а сразу перечитывать. Тоже из тех книг, которые остаются в мозгах и потом выскакивают накопленным умными мыслями по жизни.
87. Филип К. Дик. Снятся ли роботам электроовцы (1968).
Нет, не читала, но заинтересовалась названием.
88. Юрий Мамлеев. Шатуны (1968).
Нет, и не слышала.
89. Александр Солженицын. В круге первом (1968).
Да, хорошая вещь. Вообще, Солженицын для меня - современный Лев Толстой. Масштаб, пожалуй, несколько поменьше, но вот всё то, за что я люблю и не люблю Толстого, я могу отнести и к Солженицыну.
90. Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969).
Кажется, нет. По-моему, у Воннегута я читала только "Утопию-14".
91. Венедикт Ерофеев. Москва–Петушки (1970).
Пыталась, не осилила.
92. Саша Соколов. Школа для дураков (1976).
Нет, и не слышала.
93. Андрей Битов. Пушкинский дом (1971).
Нет, и не слышала.
94. Эдуард Лимонов. Это я – Эдичка (1979).
О да. И стоит перечитать. Хорошая книга, и пришлась мне сильно по душе. Да и вообще, люблю Лимонова.
95. Василий Аксенов. Остров Крым (1979).
Да. Оставила впечатление какого-то литературного выкрутаса. Пожалуй, конкретно этой книге повредило, что я читала её в юности, наверное, стоит перечесть во взрослом состоянии.
96. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (1984).
Пыталась, не пошло. Что-то неприятное в авторе, какой-то гендерный шовинизм, совершенно не совпадающим с моим собственным.
97. Владимир Войнович. Москва 2042 (1987).
Нет.
98. Владимир Сорокин. Роман (1994).
Нет, и не слышала.
99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).
Пыталась. Очередное воплощение сказки про новое платье короля, этот ваш Пелевин.
100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999).
Нет, и не слышала.
Список из 100 книг как есть, для дальнейшего копирования1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (1532–1553).
2. Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (1605–1615).
3. Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим (1719).
4. Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).
5. Аббат Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско (1731).
6. Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания молодого Вертера (1774).
7. Лоренс Стерн. Жизнь и убеждения Тристрама Шенди (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. Опасные связи (1782).
9. Маркиз де Сад. 120 дней Содома (1785).
10. Ян Потоцкий. Рукопись, найденная в Сарагосе (1804).
11. Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (1818).
12. Чарльз Мэтьюрин. Мельмот-скиталец (1820).
13. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831).
14. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери (1831).
15. Стендаль. Красное и черное (1830–1831).
16. Александр Пушкин. Евгений Онегин (1823–1833).
17. Альфред де Мюссе. Исповедь сына века (1836).
18. Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (1837).
19. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1840).
20. Николай Гоголь. Мертвые души (1842).
21. Александр Дюма. Три мушкетера (1844).
22. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1846).
23. Герман Мелвилл. Моби Дик (1851).
24. Гюстав Флобер. Мадам Бовари (1856).
25. Иван Гончаров. Обломов (1859).
26. Иван Тургенев. Отцы и дети (1862).
27. Майн Рид. Всадник без головы (1865).
28. Федор Достоевский. Преступление и наказание (1866).
29. Лев Толстой. Война и мир (1867–1869).
30. Федор Достоевский. Идиот (1868–1869).
31. Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах (1870).
32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).
33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).
34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).
35. Федор Достоевский. Братья Карамазовы (1879–1880).
36. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1880–1883)
37. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (1891).
38. Герберт Уэллс. Машина времени (1895).
39. Брэм Стокер. Дракула (1897).
40. Джек Лондон. Морской волк (1904).
41. Федор Сологуб. Мелкий бес (1905).
42. Андрей Белый. Петербург (1913–1914).
43. Густав Майринк. Голем (1914).
44. Евгений Замятин. Мы (1921).
45. Джеймс Джойс. Улисс (1922).
46. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито (1922).
47. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921–1923).
48. Михаил Булгаков. Белая гвардия (1924).
49. Томас Манн. Волшебная гора (1924).
50. Франц Кафка. Процесс (1925).
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби (1925).
52. Александр Грин. Бегущая по волнам (1928).
53. Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1928).
54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).
55. Уильям Фолкнер. Шум и ярость (1929).
56. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! (1929).
57. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи (1932).
58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
59. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе (1933).
60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).
61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).
63. Эрих Мария Ремарк. Три товарища (1936–1937).
64. Владимир Набоков. Дар (1938–1939).
65. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1929–1940).
66. Михаил Шолохов. Тихий Дон (1927–1940).
67. Роберт Музиль. Человек без свойств (1930–1943).
68. Герман Гессе. Игра в бисер (1943).
69. Вениамин Каверин. Два капитана (1938–1944).
70. Борис Виан. Пена дней (1946).
71. Томас Манн. Доктор Фаустус (1947).
72. Альбер Камю. Чума (1947).
73. Джордж Оруэлл. 1984 (1949).
74. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи (1951).
75. Рей Бредбери. 451 по Фаренгейту (1953).
76. Джон Р. Р. Толкин. Властелин колец (1954–1955).
77. Владимир Набоков. Лолита (1955; 1967, русская версия).
78. Борис Пастернак. Доктор Живаго (1945–1955).
79. Джек Керуак. На дороге (1957).
80. Уильям Берроуз. Голый завтрак (1959).
81. Витольд Гомбрович. Порнография (1960).
82. Кобо Абэ. Женщина в песках (1962).
83. Хулио Кортасар. Игра в классики (1963).
84. Николай Носов. Незнайка на Луне (1964–1965).
85. Джон Фаулз. Волхв (1965).
86. Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества (1967).
87. Филип К. Дик. Снятся ли роботам электроовцы (1968).
88. Юрий Мамлеев. Шатуны (1968).
89. Александр Солженицын. В круге первом (1968).
90. Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969).
91. Венедикт Ерофеев. Москва–Петушки (1970).
92. Саша Соколов. Школа для дураков (1976).
93. Андрей Битов. Пушкинский дом (1971).
94. Эдуард Лимонов. Это я – Эдичка (1979).
95. Василий Аксенов. Остров Крым (1979).
96. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (1984).
97. Владимир Войнович. Москва 2042 (1987).
98. Владимир Сорокин. Роман (1994).
99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).
100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999).
Список из 100 книг с моими комментариями1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (1532–1553).
В школе, в библиотечной книжке на украинском языке. Наверное, это была детская цензурная версия. Насколько помню, полность не осилила.
2. Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (1605–1615).
Гм. Рассуждая логически, читала. Потому что а) откуда тогда у меня твёрдое убеждение, что наш старый "Дон Кихот" - точная экранизация книжки; б) воспоминания о моём детском удивлении, что в средневековье такие вот злые, откровенные и ясные, без зауми, книжки писали? В общем, читала.

3. Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим (1719).
Читала и даже перечитывала. Хотя не могу сказать, что книжка мне сильно нравится. В детстве, естественно.
4. Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).
Ох. Ходила мимо полная версия на русском, не помню только, полностью ли я её осилила. Ходила, опять же библиотечная, книжка на украинском. Эту вычитала точно, и запомнились мне больше всего вовсе не лилипуты или гиганты, а дальнейшие его путешествия - на летающий остров, например. Ужасно понравилось, как он обыграл идею бессмертия - вернее, это мне сейчас оно нравится, в детстве, конечно, было мрачно. Вобще язва он, этот Свифт.
5. Аббат Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско (1731).
Неа. Слышать название - слышала, кажется, что-то где-то в спектаклях пробегало, но не читала.
6. Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания молодого Вертера (1774).
Услышала сюжет в пересказе подруги, в девятом классе.

7. Лоренс Стерн. Жизнь и убеждения Тристрама Шенди (1759—1767).
Неа, и не слышала.
8. Шодерло де Лакло. Опасные связи (1782).
Не читала, всего лишь смотрела две или даже три прекрасные экранизации. Экранизации прекрасные и даже в чём-то любимые, но читать после них оригинал неохота. Люблю флафф и хороший конец, извините.

9. Маркиз де Сад. 120 дней Содома (1785).
Нет.
10. Ян Потоцкий. Рукопись, найденная в Сарагосе (1804).
Я терпеть ненавижу манеру повествования, когда внутри одной истории вдруг кем-то из действующих лиц начинает рассказываться другая история, и это надолго, а внутри второй истории начинается ещё и третья... Так что - не читала.
11. Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (1818).
Неа, и не хочется.
12. Чарльз Мэтьюрин. Мельмот-скиталец (1820).
И не слышала.
13. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831).
Нет, не читала. Бальзак стоит в смутных жизненных планах на потом, потом, но как-то не складывается. Он мне почему-то авансом уже неприятен.
14. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери (1831).
Гы.


15. Стендаль. Красное и черное (1830–1831).
Да! Да! Я люблю Стендаля! Хотя "Красное и чёрное", конечно, не самая любимая вещь - с флаффом там, как везде у него, хорошо, а вот с хорошим концом не сложилось. "Красное и белое" мне куда больше по душе.
Но вот вопрос - если я так люблю Стендаля, кто мешает мне наконец закопаться в купленный шесть лет назад пятнадцатитомник? Как только купила собрание сочинений, пришлось сразу его запаковать - мы в то время как раз переезжали из Донецка. Потом долго мыкались, ныкались, возили с собой стопки книг нераспакованными, потому что девать их было некуда. Но уже больше года как купили библиотеку, и теперь книжки стоят и смотрят на меня, безрезультатно.

16. Александр Пушкин. Евгений Онегин (1823–1833).
Да, и как ни странно - это классная вещь. Перечитала я его уже после школы, на одном дыхании, и сквозь зацитированные и замученные в школе фрагменты всё-таки сумела углядеть, как он хорош. Школа - это смерть для литературы.
17. Альфред де Мюссе. Исповедь сына века (1836).
Неа, и не слышала.
18. Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (1837).
Пыталась, не осилила. Диккенс тяжёл и мрачен просто так, но когда он пытается шутить... Впрочем, заранее согласна, что внутри там много прекрасного, до чего я просто не докопалась, но докапываться как-то не тянет.
19. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1840).
Да, классная книга.
20. Николай Гоголь. Мертвые души (1842).
Да, первая часть хороша, вторая значительно слабее - не зря он её сжёг. Ну что? Классический образец классики, когда уже не важно, нравится тебе вещь или нет, она всё равно внутри, в основе мировоззрения и прочих знаний.
21. Александр Дюма. Три мушкетера (1844).
Ага.


22. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1846).
Да, читала, кажется, даже до конца - помнится, он там хороший. Естественно, в детстве. Помню своё детское удивление - обещали "роман без героя", а герои там вполне себе были, постоянные, про них рассказывалась история...
23. Герман Мелвилл. Моби Дик (1851).
Нет.
24. Гюстав Флобер. Мадам Бовари (1856).
Начинала, но не сложилось. Не хочется туда лезть - всё по тем же причинам.

25. Иван Гончаров. Обломов (1859).
Неа, только фильм смотрела. Но это не мешает мне понять, как душевно близок мне этот герой.

26. Иван Тургенев. Отцы и дети (1862).
Ага. Сложные у меня отношения с Тургеневым - в юности, понятное дело, читалось запоем, и жутко нравилось, ходила под впечатлением... Но как-то это впечатление очень быстро протухало, вылезало то одно, то другое, и довольно быстро отношение к писателю вовсе изменилось - мудак он, первостатейный.
27. Майн Рид. Всадник без головы (1865).
Ага, в детстве, естественно. Смутно помню, не потрясло.
28. Федор Достоевский. Преступление и наказание (1866).
Кажется, да. Ну начинала точно, а вот добралась ли до конца... Достоевский меня в чём-то круче Тургенева достаёт.
29. Лев Толстой. Война и мир (1867–1869).
Пять лет, со второго по седьмой класс, я периодически пыталась одолеть эту книгу - пока наконец не подросла достаточно, чтобы это сделать. И должна сказать, что это самая лучшая, самая-самая книга всех времён и народов. Я очень её люблю, не перечитываю - наверное, зря - но помню из неё очень многое, и это действительно одна из тех книг, которые если даже не меняют, то подталкивают развиться.
И Толстой - гениальный писатель. Да, он редкий мудак, да, к концу жизни он поехал крышей, но мне трудно вспомнить другого человека, который настолько бы верно, настолько бы жизненно описывал чувства и мысли своих героев, да и всю обстановку вокруг, настолько бы заставлял читателя сопереживать, прямо-таки ощущать, что происходит внутри книги - и в то же время был бы настолько корректен в изложении своих собственных выводов. Да, он всё время морализаторствует и довольно менторским тоном, но честно убеждает читателя с помощью аргументов, и читатель волен соглашаться или не соглашаться с автором.
30. Федор Достоевский. Идиот (1868–1869).
Начинала, не закончила.
31. Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах (1870).
Нет, кажется, только слышала.
32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).
Тоже начинала, не закончила.
33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).
"Приключения Тома Сойера" читала и перечитывала не раз, а "Гекльберри Финном" не повезло - книжка была в другом переводе, не таком, как полюбившаяся первая часть, я её не осилила. А потом уже и не хотелось.
34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).
Читала.
35. Федор Достоевский. Братья Карамазовы (1879–1880).
Кажется, даже и не начинала.

36. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1880–1883)
Да. Мрачная, конечно, вещь.
37. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (1891).
Да. И несколько других вещей Уальда тоже - из них вынесла глубочайшее убеждение, что это добрый и глубоко моральный человек. Вообще - тема нравственности, правильного и неправильного, тема построения системы ценности, расстановка приоритетов в этих ценностях - и есть основная тема в его творчестве. Как он умудрялся прятаться под маской развратника в своё время - в общем-то, понятно, время было довольно наивное. Почему многие люди ловятся на эту маску и сейчас - для меня загадка.
38. Герберт Уэллс. Машина времени (1895).
Кажется, и не начинала. Да, читала "Невидимку" и начинала "Войну миров". "Невидимка", конечно, о той же морали важные вещи говорит, но вообще какой-то он неприятный, Уэллс.
39. Брэм Стокер. Дракула (1897).
Нет.
40. Джек Лондон. Морской волк (1904).
Да, и даже именно эту книгу, хотя пришлось минутку помедитировать, что же в ней было.


41. Федор Сологуб. Мелкий бес (1905).
Нет, и не слышала.
42. Андрей Белый. Петербург (1913–1914).
Нет, и не слышала.
43. Густав Майринк. Голем (1914).
Нет, и не слышала.
44. Евгений Замятин. Мы (1921).
Нет, и не слышала.
45. Джеймс Джойс. Улисс (1922).
Нет, но слышала.


46. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито (1922).
Нет, и не слышала.
47. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921–1923).
Да, и даже неоднократно перечитывала, в детстве. Сложно понять, нафиг я это делала, потому что книжка всякий раз оставляла какое-то противное ощущение, гадко мне от неё было. Полюбила и оценила её я уже позже, когда повзрослела - только теперь уже почему-то не перечитываю.

48. Михаил Булгаков. Белая гвардия (1924).
Кажется, нет, только фильм смотрела.
49. Томас Манн. Волшебная гора (1924).
Ох, не знаю. Кажется, эту книгу - нет, не читала.
50. Франц Кафка. Процесс (1925).
Я незаконченный читатель незаконченных романов Кафки. Он швыряет мне в лицо самые глубокие, самые большие мои страхи - не могу, нутро выкручивается, не выдерживаю его читать.
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби (1925).
Ага. Грустная, но приятная история. Книжка бралась после похвальбы, охов и ахов - честно говоря, толком не поняла, за что. Возможно, стоит перечитать, но как-то не тянет.
52. Александр Грин. Бегущая по волнам (1928).
Ага. Как и многое другое. Была у меня в жизни пора влюблённости в Грина, которая потом сменилась неприязнью и раздражением. Примерно как и с Тургеневым - первое эмоциональное впечатление сильное, сладкое, а потом стоит чуть-чуть подумать, и всё волшебство рушится.
53. Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1928).
Да, хотя осилилсь с трудом. Кажется, всё-таки обе книги я домучила до конца. Вот тут скорее наоборот - умом я понимаю, что книги хороши и заслуженно считаются классикой, но не греют душу никак.
54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).
Ой, фиг его знает. Что-то из Платонова я читала, и что-то даже помнится, но... не моя трава.
55. Уильям Фолкнер. Шум и ярость (1929).
Нет, и даже не знаю такого названия.
56. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! (1929).
Нет. Другие книжки - да, эту - нет.
57. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи (1932).
Нет, и не слышала.
58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
Нет, и не слышала.
59. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе (1933).
Нет, и не слышала.
60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).
Нет, но пыталась. Не осилила.

61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).
Гм, книжку не читала, смотрела длиннющий и очень хороший фильм. Кошмарная вещь, конечно, как мне кажется, как и в большинстве у Горького, проповедует мысль, что всё плохо, жизнь проходит впустую и этого никак не исправишь. Не из-за фатума не исправишь, а просто герои поленятся. В чём-то он прав, но соглашаться с такой правотой не хочется.
62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).
Да, и неоднократно.

63. Эрих Мария Ремарк. Три товарища (1936–1937).
Да, не помню только, однажды или перечитывала. Как сказала одна моя знакомая в то время, когда я ещё не: "Ты не читала Ремарка? Как я тебе завидую!" Через некоторое время я была готова подписаться под этими словами.

64. Владимир Набоков. Дар (1938–1939).
А вот не помню. Книжки, которые я Набокова помню по названию и содержанию - "Лолита" и "Защита Лужина". Набоков - не мой писатель. Он хорош и во многом прав, но чем-то сильно неприятен.
65. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1929–1940).
Да. Читалось на волне всеобщего сумасшествия по этой книге, когда её постоянно цитировали, упоминали. Не поняла, в чём прикол, если честно.

66. Михаил Шолохов. Тихий Дон (1927–1940).
Какую-то часть, точно не до конца. Смотрела фильм. Кошмарная жизнь, что сказать? А если учесть, как много в книжке вынужденного вранья, из-за того времени, в которое она писалась... Книга-то всё равно очень талантилвая и хорошая, но читать её надо с большими предосторожностями.
67. Роберт Музиль. Человек без свойств (1930–1943).
Нет, и не слышала, хотя название интригует.
68. Герман Гессе. Игра в бисер (1943).
Ага, и даже до конца, кажется. Несмотря на пару умных мыслей, книжка оставляет впечатление наивного переливания из пустого в порожнее, каких-то банальных мыслей и выморочных эмоций. Как и другие книги Гессе.
69. Вениамин Каверин. Два капитана (1938–1944).
Да, и даже не раз, и не только эту книгу у Каверина. Опять-таки - вранья там много, но - это классика нашей беллетристики. Это просто очень классная книга.
70. Борис Виан. Пена дней (1946).
Ага.

71. Томас Манн. Доктор Фаустус (1947).
Нет.
72. Альбер Камю. Чума (1947).
Не помню, но нет, кажется.
73. Джордж Оруэлл. 1984 (1949).
Да. В трёх выпусках в "Новом мире". Первые два я отчаянно надеялась, что они всё-таки выберутся, как-то победят, с началом третьего поняла - нет, всё безнадежно. Великая книга, ужасная, мучительная, очень правильная. Попыталась перечитать после - не смогла, не вынесла. Но помню и вспоминаю по случаю многое.
74. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи (1951).
Да, когда-то в юности. Смутно помню. Наверное, стоит перечесть, мне кажется, книжка на самом деле довольно светлая, несмотря на всё.
75. Рей Бредбери. 451 по Фаренгейту (1953).
Да, и даже, вполне вероятно, пару раз. Но мне у Бредбери рассказы нравятся больше. Он мастер, как и Шекли, придумать и с блеском реализовать в рассказе какую-нибудь интересную мысль, очень жизненную чаще всего.
76. Джон Р. Р. Толкин. Властелин колец (1954–1955).
Да, но не до конца - так сложилось, что купленное в послеперестроечное время собрание сочинений так и не выпустилось полностью, из-за экономических передряг. А в другом издании и в другом переводе читать не хотелось. Только потому, что это читалось в юности, это вообще читалось. Сейчас я бы перестала себя насиловать гораздо раньше. Жевательный картон, единственная польза этой книги - быть инструкцией для РПГшек, чем, собственно, толкиенутые и пользуются. Спасибо Джексону, он снял по книге прекрасное индийское кино, над которым можно хотя бы постебаться.
77. Владимир Набоков. Лолита (1955; 1967, русская версия).
Да. Книга не очень любимая, но, безусловно, важная.
78. Борис Пастернак. Доктор Живаго (1945–1955).
Неа, но осуждаю.

79. Джек Керуак. На дороге (1957).
Смутно знакомое имя и название. Не знаю, будем считать, что не читала.
80. Уильям Берроуз. Голый завтрак (1959).
Нет, кажется. А название интригует.

81. Витольд Гомбрович. Порнография (1960).
Нет, и не слышала.
82. Кобо Абэ. Женщина в песках (1962).
Что-то у Кобо Абэ я читала, рассказы, кажется. Не моя трава.
83. Хулио Кортасар. Игра в классики (1963).
Кажется, нет. Что-то читалось, не понравилось.
84. Николай Носов. Незнайка на Луне (1964–1965).
Ага. Кстати, весьма непростая и недетская книга.
85. Джон Фаулз. Волхв (1965).
Нет.
86. Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества (1967).
Да. И надо бы перечесть, и перечесть. Читалось в пятнадцатилетнем возрасте, в течение нескольких месяцев - в гостях у моей тёти, которая и владела книжкой. И именно так, пожалуй, Маркеса и следует читать - не читать даже, а сразу перечитывать. Тоже из тех книг, которые остаются в мозгах и потом выскакивают накопленным умными мыслями по жизни.
87. Филип К. Дик. Снятся ли роботам электроовцы (1968).
Нет, не читала, но заинтересовалась названием.
88. Юрий Мамлеев. Шатуны (1968).
Нет, и не слышала.
89. Александр Солженицын. В круге первом (1968).
Да, хорошая вещь. Вообще, Солженицын для меня - современный Лев Толстой. Масштаб, пожалуй, несколько поменьше, но вот всё то, за что я люблю и не люблю Толстого, я могу отнести и к Солженицыну.
90. Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969).
Кажется, нет. По-моему, у Воннегута я читала только "Утопию-14".
91. Венедикт Ерофеев. Москва–Петушки (1970).
Пыталась, не осилила.
92. Саша Соколов. Школа для дураков (1976).
Нет, и не слышала.
93. Андрей Битов. Пушкинский дом (1971).
Нет, и не слышала.
94. Эдуард Лимонов. Это я – Эдичка (1979).
О да. И стоит перечитать. Хорошая книга, и пришлась мне сильно по душе. Да и вообще, люблю Лимонова.
95. Василий Аксенов. Остров Крым (1979).
Да. Оставила впечатление какого-то литературного выкрутаса. Пожалуй, конкретно этой книге повредило, что я читала её в юности, наверное, стоит перечесть во взрослом состоянии.
96. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (1984).
Пыталась, не пошло. Что-то неприятное в авторе, какой-то гендерный шовинизм, совершенно не совпадающим с моим собственным.
97. Владимир Войнович. Москва 2042 (1987).
Нет.
98. Владимир Сорокин. Роман (1994).
Нет, и не слышала.
99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).
Пыталась. Очередное воплощение сказки про новое платье короля, этот ваш Пелевин.
100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999).
Нет, и не слышала.
25. Иван Гончаров. Обломов (1859).
Неа, только фильм смотрела. Но это не мешает мне понять, как душевно близок мне этот герой.
ППКС, что ещё можно сказать?
54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).
Ой, фиг его знает. Что-то из Платонова я читала, и что-то даже помнится, но... не моя трава.
Терпеть не могу Платонова и Маяковского, и именно они попались мне в билете в прошлую сессию)) Зная свою удачливость, именно к ним и готовилась))))))
58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
Нет, и не слышала.
Там мир, кстати, похож на "Кусаби". Иерархия по цвету...
Ой, а почему?
Ну и ладно.
k8 Solerno "Чевенгур" - замечательная книга, одна из моих самых любимых, зря вы так о ней)) В этот список надо было включить еще и "Голубую чашку" Гайдара Х)
*уходит восполнять пробелы в образовании*
да. все-таки у него около 12 романов(