Великий нехочуха
Пока комментировала, запись закрыли. Её-то потом, может, и откроют, а коммент мой пропал уже навсегда.
А он был длинный.
Однако же этот пост навёл на мысли по другой несколько теме.
О вхарактерности героев. О логичности их поступков. Вот мы боимся OOC - боимся-боимся, всё страемся доказать, что мы ни-ни, что у нас всё как у автора, что обоснуй, что логика героев. И герои получаются - после долгих здравых размышлений - ну получаются, когда получаются - цельные, логичные, поступки по причинам...
А ведь, в жизни-то обычной, мы можем поступить так, так и вот так, верно ведь? А уж в жизни необычной, в каких-то тяжёлых обстоятельствах - тем более фиг угадаешь. Я зареклась думать на тему - как я буду себя вести, если ... (подставить нужный экстрим). Неизвестно потому что. Кто его знает, как поступишь в такой ситуации? И это ещё полбеды, если ситуация экстремальная и кратковременная. А может ведь быть что-то вполне мирное и надолго, а закончится оно непонятно как. Я ведь не для того выходила замуж в первый раз, чтобы развестись - но вот развелась.
И герои - может быть, не надо их так хорошо просчитывать, вычислять? Может, дать им возможность взбрыкнуть, поступить необычно? Может быть, тонко поиздеваться над каноном - и, аккуратно попадая в прописанные там события и поступки, тем не менее заложить в героя подспудно созревающий протест, какие-то изменения характера, которые, зло и убедительно, покажут, что нифига подобного - если он до того 50 серий поступал вот так, то в 51 сделает всё наоборот.

Однако же этот пост навёл на мысли по другой несколько теме.
О вхарактерности героев. О логичности их поступков. Вот мы боимся OOC - боимся-боимся, всё страемся доказать, что мы ни-ни, что у нас всё как у автора, что обоснуй, что логика героев. И герои получаются - после долгих здравых размышлений - ну получаются, когда получаются - цельные, логичные, поступки по причинам...
А ведь, в жизни-то обычной, мы можем поступить так, так и вот так, верно ведь? А уж в жизни необычной, в каких-то тяжёлых обстоятельствах - тем более фиг угадаешь. Я зареклась думать на тему - как я буду себя вести, если ... (подставить нужный экстрим). Неизвестно потому что. Кто его знает, как поступишь в такой ситуации? И это ещё полбеды, если ситуация экстремальная и кратковременная. А может ведь быть что-то вполне мирное и надолго, а закончится оно непонятно как. Я ведь не для того выходила замуж в первый раз, чтобы развестись - но вот развелась.
И герои - может быть, не надо их так хорошо просчитывать, вычислять? Может, дать им возможность взбрыкнуть, поступить необычно? Может быть, тонко поиздеваться над каноном - и, аккуратно попадая в прописанные там события и поступки, тем не менее заложить в героя подспудно созревающий протест, какие-то изменения характера, которые, зло и убедительно, покажут, что нифига подобного - если он до того 50 серий поступал вот так, то в 51 сделает всё наоборот.
нууу, в большинстве канонов мы все же видим героев именно в экстремальных ситуациях - и видим, как они реагируют. Разумеется, подставляя героя в иную ситуацию, можно получить иной результат - но просто есть, например, слова, которые определенный герой не скажет никогда, в какую бы ситуацию его не ставить.
А может ведь быть что-то вполне мирное и надолго, а закончится оно непонятно как.
Опять же, если текст достаточно объемный, то логика героя наверняка видна. И 50 серий поступал вот так, то в 51 сделает всё наоборот. этот момент тоже в хорошем тексте не будет казаться ООС, ведь начнут-то читатели именно с привычного им из канона героя- а меняться-то он будет в тексте постепенно.
может быть, не надо их так хорошо просчитывать, вычислять?
Ну так и не все авторы просчитывают и вычисляют.
Тоже спорный вопрос, кстати. Всегда можно вывернуться (при желании, потому что иногда са-авсем не хочется выворачивать любимцу руки) и поставить героя в такие условия, что он будет вынужден сказать или сделать то, о чем помыслить не мог даже в экстремальной ситуации.
Вот мы боимся OOC - боимся-боимся, всё страемся доказать, что мы ни-ни, что у нас всё как у автора, что обоснуй, что логика героев.
Я не боюсь
И герои получаются - после долгих здравых размышлений - ну получаются, когда получаются - цельные, логичные, поступки по причинам...
У хорошего автора герой в принципе получится цельным и достоверным. Даже если это будет уже не тот герой. И это не плюс и не минус, это просто факт, который кому-то по вкусу, кому-то - нет, так же как и разные варианты характеров.
за себя я уже знаю, как веду себя в экстремальной ситуации....
не могу не согласиться с Мария Карела, что в большинстве канонов мы все же видим героев именно в экстремальных ситуациях )))
да, взбрыкнуть герой может, а иногда и должен. но при этом взбрык все равно не может выходить за определенные рамки, разве нет? просто потому, что герой принадлежит к определенной социокультурной среде, что накладывет на него очень существенные ограничения. не в том плане, что "любить водку, халяву, революции и быть мудаком не означает называться русским", но тот, кто пролез "из грязи в князи" как князь все равно думать не будет. и так далее.
А если вдруг ни с того ни с сего спокойный человек закатывает на пустом месте истерику, отморозок идёт на полянку плести веночек, а злой демон, к примеру, резко возлюбит всё человечество и уйдёт в монастырь -
Вообще, по-моему, надо писать того персонажа, который ты видешь. Но если кто-то не столько видит персонажа, сколько додумывает к понравившейся внешности что захочет. наплевав на канон - пусть потом не удивляется!
З.Ы. Я не знаю про исходник данного разговора, поэтому говорю не про отдельный случай, а про IC и ООС вообще.
Несомненно
Штука, однако, в том, что есть вещи, которые нелогичные мы делаем, и веди, которых не делаем -- и в этом тоже есть своя логика. То же и с персонажами.
--> есть вещи, которые нелогичные мы делаем, и вещи, которых не делаем -- и в этом тоже есть своя логика.
А если взять совсем уж "интересную ситуацию"? К примеру, пойти через иллюзии, обман... Порой стоит растянуть обоснуй, чтобы заставить персонажа поступить так, как нужно по сюжету, даже если это не в его характере.
Можно заставить. Но. Возьмем пятерых известных нам героев из канона и каждого поставим в эту ситуацию. Каждый ведь поступит по-разному, насколько сильно б мы не ограничивали условия. Они будут по-разному говорить, по-разному думать. И даже если им придется выкручиваться на первый взгляд нехарактерным поступком или говорить нехарактерные им слова - это все равно будет (нет - должно быть) обосновано.
Ну. Об этом я и говорю.
Ну вот
А я вот как раз думаю, что развесистых обоснуев мы и так слишком много и по любому поводу подводим. Иногда надо давать волю спонтанности, иногда надо, чтобы герои поступали неожиданно - для себя самих даже. Не являются все наши поступки абсолютно логичными - вернее, являются, но причины могут быть неочевидными или стрессовыми.
Тут уже каждому свое. Иногда это вообще получается случайно: автор видит все причины, по которым герой сделал так-то и так-то, а вот читатель голову ломает - что на него нашло. И наоборот, читатель себе может объяснить мотивы спонтанного поступка персонажа.
но они остаются в социокультурных рамках, нэ?
Но это уж тем более - зачем? Социокультурные рамки, имхо, как раз то, что слетает быстрее всего - когда герои в стрессе или даже просто наедине с самими собой или близким человеком.
Обычно - да, и социокультурные рамки, и вхарактерность, и обоснуй. Но обычно - не всегда.
ведь есть то, что въедается в душу, извините за пафос, и не выбьешь ничем...
Это при условии, что оно туда въелось. А не так, насильно привито.
настоящий полковник вырастает из лейтенанта - ежели его хорошо удобрять. ну, вы знаете, чем у нас удобряют....
ну представьте - герой всю дорогу был робкий, нерешительный, а потом вдруг ррраз - и проявил чудеса храбрости. может такое быть в жизни? может. но без обоснуя, с чего вдруг он так - текст будет хреновым.
Может быть, тонко поиздеваться над каноном - и, аккуратно попадая в прописанные там события и поступки, тем не менее заложить в героя подспудно созревающий протест, какие-то изменения характера, которые, зло и убедительно, покажут, что нифига подобного - если он до того 50 серий поступал вот так, то в 51 сделает всё наоборот.
и где тут будет спонтанность? тут получается именно тщательно вывернутый характер - но тоже в пределах логики, безо всяких "вдруг".
иногда надо, чтобы герои поступали неожиданно - для себя самих даже
безусловно. пусть поступают неожиданно для себя - но не для читателя.
Согласна, и про ружья согласна, и про ключевую идею, к которой в тексте более-менее всё должно относиться - согласна, но, всё-таки, "достоверность", "жизненность" или это кошмарное слово "верибельность" - это ведь всё похвала, и очень немаленькая похвала тексту, n'est ce pas?
Просто - вот меня саму в моих героях это начинает раздражать понемногу. Не в героях, впрочем - они-то не виноваты, их так придумали - а во мне как в авторше. Сильно уж всё продумано, на любой вопрос найдётся ответ. "А почему он у тебя вот так?" - "А потому!" - "А тут слово неправильно выбрано!" - "Правильно, оно вот что означает!" Прямо как миниатюре Жванецкого, которую Карцев и Ильченко разыгрывали, про справки на все случаи жизни. Нездорово это.
Ну, нам-то, понятное дело, надо писать так, чтобы узнавали.
"А почему он у тебя вот так?" - "А потому!" - "А тут слово неправильно выбрано!" - "Правильно, оно вот что означает!"
*разводит руками* имхо, это показатель мастерства) не вижу тут ничего нездорового)
А на счёт социокультурной среды, я всё же думаю, что она влияет сильно и очень сильно. То, что вбито родителями и окружением ещё в глубоко дошкольном возрасте. От него, конечно, можно избавиться, но сложно. Так или иначе, оно всё равно будет влиять. Я тут процетирую коммент из дискуссии по этому же поводу, который как раз социокультурную разницу очень хорошо показывает, как мне показалось. Только он очень большой, простите...
читать дальше
мне по заданному поводу вспомнился момент из Сенкевича, из "Огнем и мечом"
сидит там герой, в состоянии шока, настоящего, и никто не знате, что делать. и тут подходит у нему иезуит, кладет руки на голову и начинает очень медленно и внятно читать Pater noster: Pater noster.. qui et in coelis... Sanctificetur nomen Tuum... Ad veniat regnum Tuum... Fiat voluntas Tua... Fiat voluntas Tua.... Fiat voluntas Tua... - Sicut in coelo et in terra, - отзывается выведенный этим из шокового осотояния персонаж.
собственно, именно это йа считаю за социокультурные особенности)))))
это идеальный случай, ага
Выбор действий есть у каждого, но в определенных пределах. Грубо говоря, ситуация: на улице у впереди идущего человека из кармана выпадают деньги. Варианты: а) присвоить б) пройти мимо в) вернуть владельцу. В одной ситуации человек пройдет мимо - влом ему нагибаться и догонять, а под хорошее настроение - вернет. Или человек, который скорее вернул бы деньги, испытывая материальные затруднения заглушит голос совести. Но тенденция есть: с большим процентом вероятности тот, кто склонен вернуть деньги, никогда их не сворует, а тот, кто склонен присвоить - никогда не вернет.
Т.е., во-первых, любой человек действует в рамках, которые устанавливаются его воспитанием, ценностями, представлениями о том, что (не)следует делать. Во-вторых, играют роль обстоятельства. Но даже на обстоятельства все реагируют по-разному. Если один человек в затруднительной ситуации может присвоить чужие деньги, другой не сделает этого ни при каких условиях. Это все те вещи, из которых складывается характер и манера поведения человека. Если бы все было так просто, как пишете вы, все люди были бы одинаковыми, никаких индивидуальных особенностей, все делалось бы под влиянием момента.
Я ведь не для того выходила замуж в первый раз, чтобы развестись - но вот развелась.
Причины поступков важней результатов. Результат может быть одинаков в различных ситуациях: одна осталась замужем, потому что ей все нравится, другая не разводится с выпивохой и драчуном, потому что ей с детства вбивали в голову, что женщина должна терпеть.
Одна разводится, потому что муж изменяет, а моя подруга развелась по причине, которую многие сочли бы смехотворной: ее мужа устраивала их жизнь - съемная квартира, средний доход, развалюха-девятка, а ей (вот незадача), хотелось бОльшего (и ведь действительно теперь все есть).
Главное не действие, а то, что его вызвало, по каким причинам человек (не)совершил поступок.