Великий нехочуха
Сегодня будет не про язык, а про культурный момент - но это важный момент, который действительно поднимает грамотность в понимании китайцев.
Нам про это более-менее подробно рассказывала Шишкова на уроке, но рыскать по моим конспектам, сделанным синхронным переводом с болгарского - то ещё неудовольствие, а нормальной информации на русском я так и не нашла. Поэтому расскажу, что помню - а помню я саму фишку, но не её религиозную подоплёку. Если кто знает источники по этой теме, ткните носом.
Дело в том, что для китайцев очень-очень важно, чтобы покойника хоронили целым. Чтобы все руки-ноги были на месте, и лежали правильным образом. Всё это связано с будущим перерождением и твоей встречей с судьёй ада.
Сразу же короткое отступление, почему в Китае есть ад, но нету рая.
Опять же, пересказываю по памяти. Плюс, не могу назвать конкретную религию, частью которой эти верования являются, потому что китайская религиозность - это адская смесь буддизма, даосизма и конфуцианства (которое можно назвать атеистической религией), причём все эти течения практически никогда не существовали в изоляции друг от друга. Так вот, китайцы верят, что после смерти человек попадает в ад - но это не совсем ад в нашем понимании. Скорее это посмертная исправительная система. Ты предстаёшь перед судьёй ада - возможно, не перед одним - он определяет твои грехи, ты испытываешь посмертные муки в качестве отбывания наказания, а потом, обновлённый и исправившийся, идёшь на перерождение. Поэтому рай тут и не нужен - хорошие люди перерождаются едва ли не сразу же, и дальше живут долго и счастливо.
Так вот, возвращаясь к изначальной теме - китайцы верят, что перед судьёй ада ты предстаёшь в том виде, в котором тебя похоронили. Причём, насколько я могу судить, именно похоронили, а не в том виде, в котором ты умер - потому что глумлением над телом можно запросто испортить покойнику карму. Ну и сам факт отсутствия похорон тоже крайне затрудняет будущее перерождение.
Я, к сожалению, вообще не знаю, а что будет с покойником в том случае, если его всё-таки похоронят лишь частично, и он явится к судье ада без, скажем сразу радикально, головы. Он переродится без головы? Или он будет болтаться в чистилище, пока кто-то не найдёт голову и не подхоронит её к телу? Не знаю.
Но вот про важность похоронить целиком я знаю точно. Причём важно именно похоронить, закопать в земле или положить в саркофаг. Кремация - в современном Китае вроде бы довольно популярный и поощряемый правительством способ похорон, но простые китайцы его не любят и сопротивляются ему, стараются хоронить своих родственников на кладбище. Если покойнику не повезло с похоронами, тело уже истлело, важно собрать вместе и похоронить хотя бы кости.
То есть, понимаете, в сознании китайцев не так страшна смерть - ты всё равно переродишься - сколько смерть без погребения и/или утрата каких-то частей тела.
Причём, насколько я могу судить, примерно та же логика касается прижизненных увечий. Быть калекой плохо само по себе, но ещё хуже действительно потерять, буквально, какие-то части тела. Например, императорские евнухи свои отрезанные половые органы бальзамировали и хранили всю жизнь - очевидно, для похорон.
И вот этот культурный момент - что самое главное похоронить мёртвое тело целиком - в сериалах встречается раз за разом, но он настолько очевиден для китайского сознания, что его никогда не объясняют и даже не подчёркивают.
Одним из сериалов, где это участвовало в сюжете несколько раз и по разным поводам, была "Чу Цяо". Не помню всех имён и тем более номеров серий, но смотревшие сериал меня поймут. Для несмотревших - разумеется, примеры жутко спойлерные. Если хотите сначала посмотреть - посмотрите, там 58 серий, всего-то 5-6 бессонных ночей.
читать дальше
Ещё один выразительный момент был в "Тревожных сутках в Чанъане". Опять спойлерно. читать дальше
Нам про это более-менее подробно рассказывала Шишкова на уроке, но рыскать по моим конспектам, сделанным синхронным переводом с болгарского - то ещё неудовольствие, а нормальной информации на русском я так и не нашла. Поэтому расскажу, что помню - а помню я саму фишку, но не её религиозную подоплёку. Если кто знает источники по этой теме, ткните носом.
Дело в том, что для китайцев очень-очень важно, чтобы покойника хоронили целым. Чтобы все руки-ноги были на месте, и лежали правильным образом. Всё это связано с будущим перерождением и твоей встречей с судьёй ада.
Сразу же короткое отступление, почему в Китае есть ад, но нету рая.

Так вот, возвращаясь к изначальной теме - китайцы верят, что перед судьёй ада ты предстаёшь в том виде, в котором тебя похоронили. Причём, насколько я могу судить, именно похоронили, а не в том виде, в котором ты умер - потому что глумлением над телом можно запросто испортить покойнику карму. Ну и сам факт отсутствия похорон тоже крайне затрудняет будущее перерождение.
Я, к сожалению, вообще не знаю, а что будет с покойником в том случае, если его всё-таки похоронят лишь частично, и он явится к судье ада без, скажем сразу радикально, головы. Он переродится без головы? Или он будет болтаться в чистилище, пока кто-то не найдёт голову и не подхоронит её к телу? Не знаю.
Но вот про важность похоронить целиком я знаю точно. Причём важно именно похоронить, закопать в земле или положить в саркофаг. Кремация - в современном Китае вроде бы довольно популярный и поощряемый правительством способ похорон, но простые китайцы его не любят и сопротивляются ему, стараются хоронить своих родственников на кладбище. Если покойнику не повезло с похоронами, тело уже истлело, важно собрать вместе и похоронить хотя бы кости.
То есть, понимаете, в сознании китайцев не так страшна смерть - ты всё равно переродишься - сколько смерть без погребения и/или утрата каких-то частей тела.
Причём, насколько я могу судить, примерно та же логика касается прижизненных увечий. Быть калекой плохо само по себе, но ещё хуже действительно потерять, буквально, какие-то части тела. Например, императорские евнухи свои отрезанные половые органы бальзамировали и хранили всю жизнь - очевидно, для похорон.
И вот этот культурный момент - что самое главное похоронить мёртвое тело целиком - в сериалах встречается раз за разом, но он настолько очевиден для китайского сознания, что его никогда не объясняют и даже не подчёркивают.
Одним из сериалов, где это участвовало в сюжете несколько раз и по разным поводам, была "Чу Цяо". Не помню всех имён и тем более номеров серий, но смотревшие сериал меня поймут. Для несмотревших - разумеется, примеры жутко спойлерные. Если хотите сначала посмотреть - посмотрите, там 58 серий, всего-то 5-6 бессонных ночей.

читать дальше
Ещё один выразительный момент был в "Тревожных сутках в Чанъане". Опять спойлерно. читать дальше
красавец, умница, полководец - которого император всё время гонял с одной границы на другую, чтобы этот сын не имел времени задуматься о захвате трона.
Частое дело в дорамах. Слишком яркие сыновья отцов-императоров традиционно нервировали. Но этот был 7-й принц, а любимчик-инвалид — вообще 13 по порядковому номеру, то есть там было наследников с запасом. Одного даже показывали, но Янь Сюнь его быстро кончил на войне.
А про дочку и изнасилование как минимум знала мать, не помню, как там с отцом — так-то у меня осталось впечатление, что и он знал.
Сяоцзин отрезал себе два пальца,
У меня в переводе мизинец вроде. Но так-то да, момент показательный.
Надеюсь, кто-нибудь еще скажет, что там с последствиями, если кто-то предстанет перед судьями Ада не полным.
Насчет истоков могу сказать, что еще в романе "Троецарствие" был где-то в начале такой момент, что войну выбили стрелой глаз. Он сказал что-то типа "Наше тело дано нам родителями, наш долг - хранить этот дар", взял глаз и проглотил ))
Вот с тех пор у меня этот их культурный момент и отпечатался )) я бы сказала, что это явно не столько из даосизма, сколько вообще из древнейшего культа предков, на который уже все остальные верования нанизались.
Еще там у них мужчины волосы не стригли, потому что это тоже нарушение долга перед родителями - нарушать целостность тела. И в Корее тоже самое, смутно помню про протесты, когда завоеватели велели стричься.
Но насчет кремации в КНР могу сказать как побывавшая на кладбище в Шанхае - оно все - огромный колумбарий. Есть как бы привычные нам здания, где урны в стенах, а вокруг - поля могил с плитами. Но могилы тоже не под гроб размером, а под урну с прахом. Подозреваю, не кремировать в современном Китае просто не выйдет, элементарно места нет. Насчет деревень в горах не знаю, но в городе, имхо, не выйдет.
Как-то я сейчас вспомнила о своей эпиляции и задумалась о разном
А я в связи с этим часто думаю про ногти)) что там как у них с этим делом, как стрижка ногтей вписывалась)) опять же у многих мужичков в Китае видела - один ноготь на мизинце не стригут. Я прям вот переполнена любопытством - почему? Что это значит? Для чего?
Сулит долголетие. Отрастишь ноготь на мизинце — проживёшь 100 лет. Ну и статусная штука, под этот ноготь делался футлярчик, и руками с такой цацкой не поработаешь — так что это у аристократов.
Кстати да, хотела написать про это в посте, но забыла. Куча китайских наказаний в этом и заключается - что-нибудь отрезать и выбросить, например, кончик носа - человек остаётся в рабочем состоянии, но с перерождением ему уже подгадили.
А вот благородным людям полагалась благородная смерть - всякие там удушения и отравления. Вспомним хотя бы ту же Чуню - сколько раз папочка пытался напоить её отравленным вином. А если б узнал о её изнасиловании, то ей бы сто процентов подложили белый шёлк, на нём хорошие девочки, которым не повезло потерять репутацию, послушно вешаются.
Но этот был 7-й принц, а любимчик-инвалид — вообще 13 по порядковому номеру, то есть там было наследников с запасом.
Номера номерами, но они ещё не гарантируют, что у императора были живые дети старше 7-го принца, и тем более что это были сыновья.
Так что то, что он седьмой принц, не означает, что он седьмой сын - означает, что он седьмой ребёнок из тех, кто родились от его папы. Сколько из этих детей мальчики, сколько из них не умерли в младенчестве от дворцовых интриг или антисанитарии, сколько во взрослом состоянии избежали подстав со стороны мнительного папочки - бог весть. Вполне возможно, что седьмой принц - как раз самый старший живой сын императора.
Так что императору, с одной стороны, не так-то уж безопасно разбрасываться наследниками, а с другой - он всё равно боится, что сыночки его свалят.
А про дочку и изнасилование как минимум знала мать, не помню, как там с отцом — так-то у меня осталось впечатление, что и он знал.
Про отца я сто процентов помню, что ему об этом не говорили. Он мог об этом догадываться, но предпочитал не знать - иначе действительно пришлось бы дочке белый шёлк присылать.
У меня в переводе мизинец вроде.
Я не помню точно. По-моему, всё-таки два пальца (мизинец и безымянный), по одному на каждый глаз. Но это неважно.
Tetroka, Надеюсь, кто-нибудь еще скажет, что там с последствиями, если кто-то предстанет перед судьями Ада не полным.
Ага, очень интересно, чего конкретно люди боятся.
korolevamirra, Как раз недавно видела этот момент в "Чанъане".
Котором Чаньане? Дорам, где в названии упоминается этот город, просто дофига.
Он сказал что-то типа "Наше тело дано нам родителями, наш долг - хранить этот дар"
Да-да-да! Я вот досматривала и досмотрела сегодня "Танскую паталогоанатомшу", там эту формула один в один повторяется - пытались таким образом не дать главной героине сделать вскрытие.
Вскрытие, к слову, насколько я знаю, в Китае до сих пор громадная проблема. Ну, видимо, в случае явных насильственных преступлений его всё-таки делают автоматически, а вот в сомнительных случаях, когда не поймёшь, несчастный случай или как - требуется согласие родственников.
взял глаз и проглотил ))
Вот с тех пор у меня этот их культурный момент и отпечатался ))
Это да, после такого хочешь-не хочешь, а запомнишь.
я бы сказала, что это явно не столько из даосизма, сколько вообще из древнейшего культа предков, на который уже все остальные верования нанизались.
Скорее всего так и есть.
Подозреваю, не кремировать в современном Китае просто не выйдет, элементарно места нет.
Я, когда пыталась найти информацию к этой теме на русском, видела пару заметок о том, что люди сопротивляются кремации, вплоть до того, что находят где-то чужой труп, выдают за своего родича и отдают на кремацию, а своего любимого покойника везут куда-нибудь в деревню хоронить. Возможно, это клюква. Но, может, и правда.
Шанхайцам, наверное, в этом деле сложнее других - город слишком современный и хорошо организован - но Шанхай ещё не весь Китай, и даже не половинка.
k8, по поводу страхов перед наследниками вспомнила дораму Путешествие в Империю Тан или Роковая шпилька. Там основано на исторических событиях вроде как, ну может главную героиню и ее старшего сына императора присочинили. Наследником стал средний в фильме, в вики информация только о нем. Но в дораме папа как раз старшего гонял по войнам сначала, а потом резко отлучил от армии, чтобы не набрал там себе поддержку и не сверг его самого. Как он сам некогда сделал со своим отцом.
Не всегда, я видела оба варианта: когда сыновей и дочерей нумеровали отдельно, в Цин так точно, и когда считали всех.
Вполне возможно, что седьмой принц - как раз самый старший живой сын императора.
Там упоминались ещё живые дети.
Угу, и в Ланъе похожие мотивы. Нынешний император сверг своего папу - что в какой-то мере послужило завязкой всей истории - и потом всю жизнь ловко стравливал сыновей между собой в борьбе даже не за престол, а за титул наследника. Сыновья в итоге выполняли всю административную работу по управлению государством.
серафита, Не всегда, я видела оба варианта: когда сыновей и дочерей нумеровали отдельно, в Цин так точно
Тут спорить не буду - мне эта эпоха почему-то особенно не нравится, я про неё не смотрю.
Про мизинец не совсем китайское, но недавно было забавно: в «Бегонии» ГГ иногда им ухо чешет, я даже особо не обратила внимания, но моя мама страшно умилилась. Оказывается, так делал мой дед, и специально для этой цели отращивал ноготь на мизинце (а дед у меня был намного старше бабушки, как раз того поколения, как герои Бегонии). И он когда-то маме рассказывал, что в его поколение почти все мужчины так отращивали. Мама, в общем, это считает главным доказательством, как тщательно в сериале подошли к историческим мелочам.
Неким аналогом рая можно считать даосских небожителей, но это специфические товарищи, конечно)
Те, кто не получили должного погребения, становились бездомными духами (ну, с учетом множественности понятия "души" у китайцев), а нарушение целостности тела, емнис, грозило ущербным телом потом или вообще запретом на перерождение. (Надо поискать в закладках.)
Плюс специфика фигуры императора, коий не мог быть калекой — тут интересно, перекликается ли это верование с западно-европейским Королем-рыбаком
зы: чем дольше смотрю дорамы, тем интересней, зачем китайские императоры вообще детей заводили, одни хлопоты с ними. Выбрать под конец жизни жребием преемника, усыновить его для выполнения долга перед предками, и почивать в мире
Я тоже думаю что-то в сторону долголетия )) пасиб!
k8,
Не знаю насчет вскрытия, а вот интересно, как там с донорством органов после смерти? Подозреваю, что вообще никак...
Да, я про этот Чанъан, который Самый длинный день в Чанъане.
Tetroka,
Там еще какие-то футляры-накладки на ногти, ага )) ужас))
Нэт Старбек,
Вообще, тоже логичная версия про мизинец ))
Tetroka, этот враг был готов мстить, не дожидаясь перерождения.) Но понятно бешенство его младшего брата, у которого старшего не только подло укокошили, но и посмертие ему испоганили.
Нежданчик!
Кто же мог предположить, что никчемыш - любитель золотых птичек и вееров откопает руку и подкинет ее, да еще и доберется до спрятаннях Яо рукописей Вэй Усяня и найдет жертву для ритуала. До сих пор не понимаю, как Незнайке удалось все это провернуть: руку найти, прочитать рукописи. Но бешенство понятно.
И понятно бешенство Сюэ Яна, кстати, тоже. Жизнь и так не задалась с самого начала, а тут еще и надежду на будущую жизнь испоганили ни за что.
Tetroka, ну, до рукописи мог добраться и Мо Сюаньюй. Но остальное - да, разведслужба в клане Не поставлена дай боже каждому. Всё раскопали.
Жизнь и так не задалась с самого начала, а тут еще и надежду на будущую жизнь испоганили ни за что.
А на тот свет отправили и вовсе без руки...
Ага, понятно, спасибо.
Плюс специфика фигуры императора, коий не мог быть калекой
Точно, об этом я и не подумала (хотя когда-то что-то такое уже слышала). Объясняет поведение папочки-императора.
зы: чем дольше смотрю дорамы, тем интересней, зачем китайские императоры вообще детей заводили, одни хлопоты с ними.
Проблема в том, что если нет наследника, то всё ещё хуже, и заговоры за заговорами идут. Можно Минланьку посмотреть на эту тему - там как раз реальная историческая ситуация служит фоном и двигателем сюжета. Когда у престарелого императора погиб сын, а он в своём горе несколько лет отказывался назначить наследника из ближайших родственников - эти ближайшие родственники совсем озверели от ожидания. Поделили всю столицу на партии, плели заговоры, пытались свергнуть императора. С родными сыновьями всё равно как-то спокойнее.
korolevamirra, Не знаю насчет вскрытия, а вот интересно, как там с донорством органов после смерти?
Чёрт его знает. Про вскрытие я что-то знаю из детективов, а про донорство органов надо медицинские сериалы штудировать, я их не люблю.
Про него я думала. Когда он был в башне Золотой Чешуи, ему не было надобности докапываться. А потом его уже выставили обратно, не было возможности. И даже пока был... Как он мог проникнуть в эту потайную комнату? Если только Яо сам его пригласил. Тогда вариант с домогательствами мне уже не кажется такими уж домогательствами ))
А на тот свет отправили и вовсе без руки...
Да, вообще печально.
Кстати, а ССЧ же вроде сожгли. Если так, то они оба не переродятся, увы, не встретятся в следующих жизнях. И все фики о перерождении никакон.
Интересно, рука Яо за ним в саркофаг последовала или он тоже остался не целостным?
Когда он был в башне Золотой Чешуи, ему не было надобности докапываться. А потом его уже выставили обратно, не было возможности. И даже пока был... Как он мог проникнуть в эту потайную комнату?
Однако же почему-то его выкинули, причём со съехавшей крышей. Какое-то сильное потрясение он пережил, что-то такое увидел, что для его глаз не предназначалось. Да и рукописи по меньшей мере один раз потайную комнату покидали, когда Яо давал их на ознакомление Сюэ Яну. Теоретически, кстати, тогда их и агент Не Хуайсана мог увидеть, не обязательно прямо в комнату лезть.
Кстати, а ССЧ же вроде сожгли.
Верно, но там оговаривается, что душа Синчэня была настолько повреждена, что вернуться в тело всё равно не смогла бы. Зато необременённая телом она через какое-то время всё же, вероятно, сможет возродиться. В конце концов, автор в своём мире может установить любые законы.
Интересно, рука Яо за ним в саркофаг последовала или он тоже остался не целостным?
Сильно сомневаюсь, что кто-то решил рискнуть и открыть запечатанный саркофаг, чтобы подкинуть туда руку. А в процессе всем было не до того.
Как все меняется местами все-таки.
Спасибо!
Один мужчина отказался от лечения рака, чтобы его (подходящие органы, легкие) пересадили нуждающейся в этом жене.
Кстати да. Эта тема разумного самопожертвования ради блага родных и близких - она, по-моему, китайскую культуру пронизывает. И я ж, блин, забыла один случай из обожаемых "Дня и ночи" - там девушке пересадили сердце, от погибшей в аварии другой девушки. И отец погибшей приходил навещать получательницу сердца и тайком присматривал за ней.
Кстати, думаю, пересадка органов не так уж сильно мешает всем этим верованиям про перерождение - вполне ведь могут верить, что душа владельца органа подселяется в новое тело и так продолжает жить.
С интересом прочитала, спасибо))
Безотносительно верований, просто по сюжетным ходам, подавляющее большинство применимо и "к нашим" (условно) сериалам, и увечья как наказание, и месть за увечья, и глумление над трупами, позорные казни, отсутствие похорон - все вещи нежелательные, хотя у нас культа целостности нет. Такое же явление - разные объяснения одним и тем же обычаям - можно наблюдать и при изменении объяснения какого-либо обычая и в одной культуре со временем, или даже от деревни к деревне, или от человека к человеку).
И, как следствие, у нас нет представления, что глумление над трупом хуже смерти. Я по большей части про это и хотела рассказать в посте, как в том примере с убийством беременной женщины - её смерть была горем, но моментом, после которого главный герой вышел из себя и пошёл крушить, была попытка бросить её тело в лесу. А не знай этой подоплёки - легко можно было бы понять неправильно, что героя поразило только подлое убийство из засады.
А съехавшая крыша.... Никто не проверял, действительно она съехала или он притворялся. Может понял, что его ждет, решил самовыпилиться, чтобы хотя бы выжить. Пока мама была жива, как-то его защищала, проблемы начались после ее самоубийства.
Зато необременённая телом она через какое-то время всё же, вероятно, сможет возродиться. В конце концов, автор в своём мире может установить любые законы.
Если только свои законы, а то ведь получается, что не может. Совсем улетела.
Tetroka, да, тут у меня наложился только что прочитанный роман. Хотя не вижу причины, почему бы не дополнить романом те места, где в дораме пробелы. Но насчёт агента беру свои слова обратно, дело было ещё при жизни Не Минцзюэ.
Может понял, что его ждет, решил самовыпилиться, чтобы хотя бы выжить.
Это могло быть, но дома-то зачем продолжать ломать комедию? Там слава дурачка его положение скорее усугубляла.
А то что Сюаньюй остался Мо — так он жил в этой семье, это было имя его матери. До смерти Цзысюаня о фамилии отца речи и не могло идти, жена Гуаеьшаня бы этого не допустила. А после нужен был не столько сын, сколько будущий глава рода. Чревато признавать наследником сына, которому, возможно, не удастся передать главенство семьи, например, если он не сможет вырастить золотое ядро и стать более-менее сильным заклинателем. А Мо был слабеньким, у него было мало духовных сил, когда Усянь его тело получил. Вполне возможно, что растить золотое ядро Сюаньюй начал уже во дворце. И прокачаться не успел.